Согласно общедоступным источникам, советский снайпер Кира Петровская родилась в 1918 году в Евпатории. Известно, что отец ее — ветеран Первой мировой войны, летчик, воевал против большевиков и сложил свою голову на Гражданской войне, когда дочери еще не было и года. Бабушка Киры с дочерью и внучкой переехали в Ленинград, как только это стало возможно. Очевидно, смена места жительства позволила избежать репрессий, во всяком случае, на дальнейшей судьбе девочки это никак не отразилось.
«Ворошиловский стрелок» и артистка
Жизнь в Ленинграде была не сахар: первое время перебивались хлебом и водой, но тем не менее сумели наладить быт, найти достойную работу. С малолетства Кира мечтала о музыке и в восемь лет смогла поступить в музыкальную школу для особо одаренных детей при Академической капелле города Ленинграда. После окончания школы ее ждал институт театрального искусства, а после — любимая работа на сцене.
В это время Кира вела жизнь обычной советской девушки — сдавала нормы ГТО и училась стрелять из винтовки Мосина, за что и получила значок «Ворошиловский стрелок». Ее театральную карьеру прервала война — девушку забрали на фронт снайпером. По ее словам, служила она недалеко от родного Ленинграда, где остались мама и бабушка, то и дело лезла на рожон и была дважды ранена.
Она вспоминала, что в первый раз нажать на спуск было трудно, в свои 23 года Кира прекрасно понимала — ее выстрел оборвет жизнь другого человека, но она заставила себя выстрелить, вспомнив отца, который на ее месте обязательно бил бы врагов без счета.
После двух серьезных ранений вернуться в снайперы ей не дали, отправили учиться на медсестру. Окончив курсы, Кира осталась медсестрой при госпитале. Война для нее окончилась в 1943 году, когда фронт откатился на запад.
На острие
К глубокому горю молодой женщины, ни мама, ни бабушка не пережили блокаду Ленинграда — обе умерли от голода и холода. Кира осталась одна. В это время она спасла от гибели мальчика-беспризорника (позже этот ребенок станет героем одной из ее книг). Молодая женщина не унывала: она вернулась на подмостки — начала работать в Ленинградском театре сатиры, вышла замуж за футболиста Сазонова. Кира блистала не только на сцене, но и на дипломатических приемах, куда ее звали как артистку, красавицу и человека, хорошо знавшего языки.
Карьера красавицы-артистки стремительно пошла вверх, но едва не оборвалась сразу после Победы, когда на стол советскому дипломату Андрею Януарьевичу Вышинскому легла записка о том, что американский дипломат, директор Миссии Красного Креста США, мистер Шерк, завязал роман с артисткой Театра сатиры Кирой Петровской и поэтому желает совершить поездку в Ленинград. Предполагалось, что он будет разыскивать мужа Петровской, чтобы уговорить его развестись с женой и не препятствовать любви советской артистки и американца. На дворе был декабрь 1945 года, США все еще были союзниками, и поэтому препятствовать влюбленным советская чиновничья машина не стала.
В Америке
Роман артистки и дипломата завершился совершенно беспрецедентно — венчанием в православном храме, на котором были вынуждены присутствовать дипломаты с двух сторон. После венчания молодожены уехали в США, и тут для Киры наступила новая жизнь, не такая радужная, как ей представлялось. Она пережила все трудности, которые переживает каждый, решившийся на эмиграцию. На какое-то время она осталась без любимой работы — этому препятствовал ее акцент. Муж сгоряча решил купить ферму в Пенсильвании, очевидно, мечтая о тихой, спокойной сельской жизни, но, к сожалению, мало что понимал в сельском хозяйстве. Кире пришлось начинать с нуля — брать уроки дикции, начать выступать на местном радио, на мероприятиях штата. Спустя целых девять лет она развелась с мужем и уехала в Лос-Анжелес — покорять Америку. Ее зрелая красота, ум и харизма сделали свое дело — она поет, пишет стихи и книги, снимается на телевидении, играет в спектаклях. В 1960 году Кира выходит замуж за известного американского врача-психиатра Джорджа Уэйна и наконец-то обретает счастье — у супругов появляется сын, они много ездят по стране и по миру, Кира по-прежнему снимается для телевидения, пишет.
Кира Петровская умерла 3 июня 2018 года в возрасте 99 лет в Кингстоне (штат Вашингтон, США), пережив мужа на 24 года. За три года до смерти она выпустила очередную книгу «Несмотря ни на что». За свою жизнь Петровская написала 14 книг, среди которых: «Кира», «Секреты русской кулинарии» и «Поиски империи».
Всю жизнь она вела активную общественную работу: была основателем и президентом программы «Чистый воздух» (Clean Air Program), возглавляла Американскую ассоциацию здоровья легких, была президентом Общества жен медицинских работников и членом комиссии Международной школы музыки и искусств. Всех своих пятерых внуков она научила русскому языку.
Слухи о том, что Кира не воевала, очевидно, базируются на том, что ее фамилия отсутствует во всех открытых списках ветеранов Великой Отечественной войны, в то время как фамилии других девушек-снайперов найти можно. Даже в ее некрологе написано, что войну она пережила в Ленинграде. С другой стороны, подобный пробел можно объяснить работой сил госбезопасности СССР, которые, конечно, восприняли ее замужество как предательство и могли навсегда вычеркнуть имя Киры из всех доступных источников.
На личном сайте американской писательницы есть фотография двух медалей и ордена Красной звезды, однако среди официального списка кавалеров этого ордена Петровская тоже не числится. Имеем ли мы дело с несправедливостью и забывчивостью? Сказать сложно. Ответ, скорее всего, находится в архивах ФСБ.