Китайцы с самой Октябрьской революции активно участвовали в событиях в России. Сталкиваясь с ними на всех фронтах Гражданской войны, белые неизменно поражались азиатской жестокости «интернационалистов».
Участие китайцев в Гражданской войне
Большевикам удалось привлечь на свою сторону китайских наёмных рабочих, которых было довольно много по всей территории Российской империи – ими в годы Первой мировой войны заменяли ушедших на фронт русских мужчин. При царе в отношении инородцев действовали дискриминационные законы, поэтому отменившая их советская власть могла рассчитывать на поддержку вчерашних трудовых мигрантов.
В одном из изданий «Краткого курса истории ВКП(б)» упоминается об участии в российской Гражданской войне 40 тысяч китайцев, однако, как считает историк Дмитрий Суворов, эта цифра существенно занижена.
Пропаганда белых активно использовала факт поддержки китайцами большевиков для создания образа врага. С одной стороны, это давало повод говорить, что красные воюют «нерусскими руками», с другой – подчёркивало «азиатский» характер коммунистической власти.
Китайцы в ЧК
Многое из того, что увидели белые в освобождённых районах, действительно шокировало.. Учреждённая на юге России деникинская Особая следственная комиссия по расследованию злодеяний большевиков зафиксировала немало преступлений, совершенных «ходями».
Китайские сотрудники местных ЧК применяли изощрённые пытки, традиционные для Восточной Азии. Белогвардейские следователи писали, что эти пытки «по болезненности превышали всё, доступное человеческому воображению».
"Население с ужасом вспоминает зверства большевистской «Чрезвычайки», свирепствовавшей с приездом в Херсон двух китайцев, специалистов пыток, препарировавших живых людей, втыкавших булавки под ногти", - говорилось в одном из докладов комиссии.
Китайские каратели
Карательные отряды из китайцев (ЧОНы) также отличались особой жестокостью. На огромном количестве белых карикатурных листовок карателями изображались характерные люди с косами и узким разрезом глаз.
"Большевистские карательные отряды из латышей и китайцев насильственно отбирают хлеб, разоряют деревни и расстреливают крестьян", - гласит подпись под одним из таких плакатов.
Порой белые узнавали от местного населения о настоящих зверствах.
"Ворвавшись в станицу, дикая орда хватала и расстреливала случайно оставшихся казаков, грабила дома, насиловала женщин. Так, например, жену священника изнасиловали на глазах мужа и двух детей восемь китайцев", - вспоминал о событиях весны 1918 в станице Ахатнизовской казак Николай Гулый.
Китайцы «выручали» в тех случаях, когда другие красноармейцы не могли переступить через свою совесть. В качестве примера можно привесит судьбу протоиерея Иоанна Восторгова, застреленного китайцем, на которого в отличие от русских, не произвела впечатления проповедь священномученика.
Неудивительно, что казаки в Области войска Донского стали арестовывать всех китайцев, отправляя их в «ссылку». Попытки китайского посольства выяснить местоположение «ссылки» ни к чему не привели. Очень часто белые сразу расстреливали пленных «азиатских палачей» без суда и следствия.
На Дальнем Востоке
Ещё хуже была ситуация на российском Дальнем Востоке, где с конца XIX века бесчинствовали многочисленные китайские разбойники-хунхузы. Во время Гражданской войны они начали создавать красные партизанские отряды. Хунхузы восприняли коммунистическую пропаганду, однако понимали, её, очевидно, весьма оригинальным образом. Например, как пишет исследователь Дмитрий Ершов, весной 1920 году белые сообщили жителям Николаевска-на-Амуре, что командование Красной Армии пообещало раздать китайцам русских девушек.
После Гражданской войны большинство китайских красноармейцев покинуло русские города и вернулось на родину.