Есть один анекдот, суть которого заключается в том, что две женщины, встретившись на рынке, хвастаются достижениями своих сыновей. Одна с гордостью заявляет:
- А у меня сын прям как Ленин!
- Книги пишет? Марксист?
- Да нет, все по тюрьмам да по ссылкам.
Шутки шутками, однако все деятели партии большевиков имели за плечами внушительную тюремную биографию. Первое заключение уже упомянутого Ильича состоялось в 1897 году, после чего будущего вождя пролетариата отправили в знаменитую шушенскую ссылку. В том же году аналогичная судьба постигла и «железного Феликса». Был свой ссыльно-тюремный послужной список и у Иосифа Джугашвили, на тот момент одного из членов Кавказского союзного комитета РСДРП. Однако, как и в случае со многими другими фактами биографии вождя, здесь мы сталкиваемся с чередой белых пятен и несостыковок.
Экспроприации на нужды революции
1906-1907 годы в Закавказье можно рассматривать как период активной экспроприации государственных денег для нужд революции. Социал-демократическое подполье региона не имело источников финансирования (миф о «германских деньгах» будет растиражирован уже в более поздний период), что вкупе с горячим кавказским темпераментом не раз толкало местных борцов с царизмом на рискованные авантюры. Одним из таких событий стала знаменитая Тифлисская экспроприация 1907 года. В ходе санкционированной руководством большевиков операции в руки подполья попала колоссальная сумма, отбитая у хорошо охраняемого конвоя. Заголовки мировых газет пестрили сообщениями о всплеске насилия в охваченной волнениями России.
Широчайший резонанс требовал незамедлительной реакции царского правительства. Начался очередной виток репрессий, в ходе которого был арестован и Джугашвили, хотя взгляды историков на участие революционера в Тифлисской экспроприации значительно разнятся. Тем не менее в марте 1909 года Сталин был заключен в Баиловскую тюрьму, находившуюся в Баку.
Сама тюрьма была создана в 1885 году на основе бывших казарм Каспийского военного судоходства. Изначально рассчитанная на 400 человек, тюрьма продолжала расширяться и обрастать новыми корпусами и хозяйственными постройками. Спустя некоторое время вместимость тюрьмы была увеличена более чем в 3 раза, чему способствовала неспокойная внутренняя обстановка в Российской Империи.
Сталин провел в Баиловской тюрьме 8 месяцев, все это время ведя оживленные дискуссии с другими политическими заключенными, эсерами и меньшевиками, а также отправляя статьи в революционные газеты. Далее, 9 ноября 1908 года, Кобу этапировали в город Сольвычегодск, тогда находившийся в Вологодской губернии (ныне — Архангельская область). Здесь он должен был жить под пристальным надзором полиции. Однако вскоре пламенный революционер совершил побег из-под носа охранки и вновь оказался в бурлящем страстями Баку.
Однако Кобу вновь арестовывают в марте 1910 года, когда он пытается организовать работу нелегальной типографии. После семи месяцев в Баиловке его ждет еще одна ссылка в Сольвычегодск, которая, разумеется, опять оканчивается побегом и жизнью на нелегальном положении.
Был ли побег?
Существует расхожее мнение о том, что «ходки» Сталина в Баиловскую тюрьму не ограничиваются двумя сроками, о которых нам сообщает официальная биография вождя. Дескать, кроме этих двух заключений по сугубо политическим мотивам, Коба еще четыре раза оказывался в Баиловке за разбой. А поскольку такая статья вовсе не красит образ революционера, подобные факты сначала замалчивались, а потом, вообще, были «затерты» из всех документов той эпохи.
Также можно встретить легенду о том, что Сталин был едва ли не единственным человеком, совершившим побег из Баиловской тюрьмы. Однако, судя по официальной биографии, оба раза Коба покидал стены казенного дома под конвоем для дальнейшей ссылки в Сольвычегодске. В этом смысле весьма неоднозначны и заявления Анри Барбюса, французского писателя и биографа Иосифа Сталина о том, что будущий вождь народов находился в Баиловской тюрьме в 1903 году. Как мы видим, в официальной биографии ничего подобного нет. Более того, Анри Барбюс, знаменитый своим восторженным отношением к Сталину (взять хотя бы его афоризм: «Сталин — это Ленин сегодня»), вряд ли бы стал использовать в своих работах непроверенные факты. Так что, если побег молодого Кобы и имел место, то это скорее всего произошло во время отсидок по менее благородным статьям.
Тем не менее один побег из Баиловской тюрьмы все же фактически подтвержден. Это случилось в 1994 году, в период, когда все страны постсоветского пространства оправлялись от последствий Перестройки, а власть во многих из них вообще носила номинальный характер. К тому времени за тюрьмой, а особенно за «Пятым корпусом», где содержались смертники, закрепилась недобрая слава. Однако благодаря царившему даже в стенах тюрьмы беспределу заключенные смогли подкупить надзирателей и целых 3 недели долбили бетонную стену, чтобы сделать подкоп. Тогда на свободу удалось вырваться 10 смертникам. Однако участь половины была незавидна. Их быстро нашли, вернули в тюрьму, где подвергли избиениям и издевательствам, которые они не пережили. Остальные пятеро хоть и смогли немного пожить на свободе, однако все равно вскоре получили новые сроки.
История печально известной Баиловки закончилась в 2009 году, когда здание тюрьмы снесли во время создания Площади государственного флага.