18/04/25

Когда Бавария могла стать частью Советской России

Сегодня Бавария – одна из немецких земель, с которой ассоциируется такой праздник как Октоберфест. Но в апреле 1919 году здесь власть перешла под контроль Советов и неизвестно как бы сложилась судьба региона, если бы там победила пролетарская революция. Любопытного, что в то время одним из жителей Баварии был будущий главный нацисткий преступник Адольф Гитлер.

Значительная часть населения Баварии с надеждой смотрела на перемены в России: они не хотели больше повторения событий, приведших к Первой мировой войне, и сосредоточение власти в руках рабочих позволяло им надеяться на поворот к новым принципам социального и политического устройства региона. Благоприятствовал переменам в Баварии пестрый политический ландшафт и заметно выраженный сепаратизм, обусловленный языковыми, культурными и религиозными особенностями этой земли.
Волнения, приведшие в конечном итоге к Ноябрьской революции 1918 года и падению монархии, затронули и Баварию. Но они там проходили в несколько ином ключе. 7 ноября около 200 тысяч баварцев вышли на улицы Мюнхена с требованием прекращения войны, а уже в ночь на 8 ноября, за сутки до свержения кайзера, была провозглашена Баварская республика. Фактически всю власть в Баварии взяли левые, представляющие Независимую социал-демократическую партию Германии (НСДПГ).
Они выступили под девизом «строительства новой свободы» и создания «правительства народного доверия», среди их обещаний было «справедливое распределение жизненно необходимых благ». Власть левых распространилась только на Мюнхен и юг Баварии – во главе движения стоял коммунист, выходец из России Евгений Левин. Север был под контролем ультраправых группировок.
К сожалению, коммунисты не нашли общий язык с социал-демократами и их популярность, достигшая пика к апрелю 1919 года, быстро стала таять. В ситуацию вмешались правые. Они стали выбрасывать из самолетов листовки с призывами не поддерживать красных и обещаниями вскоре избавить мюнхенцев от «русского террора».

Продовольственная блокада столицы Баварии, которую инициировал глава социал-демократов Хоффман, окончательно подорвала власть левых и 3 мая «красный» Мюнхен пал под натиском наступления фрайкора – военизированных патриотических группировок, в совет которых входил и Гитлер. Именно тогда будущий фюрер окончательно сформировался как политик ультраправого националистического толка.