Военачальник М. Н. Тухачевский известен не только своими успехами в военном деле, но и тем, что не брезговал использовать химическое оружие на полях сражений, при этом против своего же народа. Об этом сегодня известно благодаря сохранившимся документам и исследованиям.
Надо сказать, что применение химического оружия во время Гражданской войны в России не было недопустимой практикой, и снарядами с газом пользовались и белые, и красные. Совсем незадолго до начала Гражданской войны в России окончилась Первая мировая, во время которой применение химического оружия было вполне обычным. Правда, масштабы применения газов во время боёв между белыми и красными не были такими значительными.
.
Во время подавления Тамбовского восстания прибегал к химическому оружию и Тухачевский. Как считает доцент К. М. Александров, именно тогда власти страны впервые в истории применили химическое оружие для подавления бунта.
Подавить восстание в силу его значительного масштаба войскам большевиков удалось не сразу. До 1921 года бои между армиями шли с переменным успехом, но именно 1921 год стал переломным. В это время большевики смогли подключить к решению проблемы новые силы, а 27 апреля 1921 года командующим правительственными войсками в Тамбовской губернии был назначен Михаил Николаевич Тухачевский. В операции участвовало около 55 тысяч солдат, было задействовано много различной военной техники. Не последнюю роль в подавлении Тамбовского восстания сыграли и репрессии против его участников и их семей. А 12 июня 1921 года Тухачевский издал печально известный приказ о применении химического оружия против повстанческих войск. Этот приказ сегодня хранится в Российском государственном военном архиве.
.
В приказе значилось, что очень много повстанцев прячется в лесах, и для их скорейшего уничтожения нужно применять ядовитые газы. Баллоны с хлором использовались там, где повстанцы сопротивлялись особенно яростно, а также в тех местах, куда трудно было добраться правительственным войскам. При этом некоторые историки не без оснований полагают, что использование ядовитых газов в целях подавления бунта было не слишком эффективным. Так, исследователь А. С. Бобков отмечал, что одной из причин такой неэффективности было незнание командованием специфики применения отравляющих газов в боевых условиях. До сих пор точное количество погибших от газа людей во время подавления Тамбовского восстания так и остаётся неизвестным.