08/11/18

Когда в России и СССР насчитывалось самое большое количество «воров в законе»

«Вор в законе» - специфическое изобретение советского криминала, сохранившееся и в наше время. Западных аналогов не существует. Что же это за явление, и кто эти люди?

Родимые пятна социализма

В первые десятилетия советской власти в большом ходу был Ленинский тезис о "родимых пятнах капитализма" – остаточных явлениях в новой жизни, доставшихся в наследство от капиталистического способа производства. Но, как выяснилось, социализм вполне способен генерировать негативные явления самостоятельно. Так, в тридцатые годы зародились «воры в законе», средой для них выступили криминальные сообщества пенитенциарных учреждений.

«Воры в законе» представляли из себя своего рода криминальную элиту, были носителями и хранителями соответствующих традиций, так называемых «понятий». Сперва их было несколько десятков человек. Естественно, что сами «воры в законе» жили по жёстко установленным правилам, служившим источником их легитимности и силы. Войти в круг «воров в законе» — задача не из лёгких. Для этого существовала процедура коронования, вводившая в данный статус.

Как и в любой другой иерархии, появились те, кто хотел достичь вершины, число «воров в законе» неуклонно росло: это положение, кроме некоторых ограничений, давало серьёзные привилегии и огромную власть. К 1941 году в стране насчитывалось уже 500-800 представителей, относящихся к высшей воровской касте.

«Воры в законе» эпохи развитого социализма

Серьёзный передел прошёл после Великой отечественной войны и «сучьих войн». Преобразования Хрущёва 1958-1961 годов усилили давление администрации на криминальную сферу В ответ на это воровское сообщество предприняло попытку консолидироваться и наладить в своей среде эффективное управление. Управленческую функцию, разумеется, взяли на себя «воры в законе». Криминальная субкультура вышла за пределы тюрем и лагерей и стала частью массового общественного сознания. При этом борьба с организованным криминалом фактически перешла в бумажную плоскость и ограничивалась составлением "красивых" отчётов. К концу 70-х законников было больше 500 человек.

Само существование криминальной иерархии отрицалось властью. «Воры в законе» обратили внимание на фарцовщиков и цеховиков, организовав изъятие нетрудовых доходов куда эффективнее ОБХСС. Крупнейшие цеховики начали искать пути взаимодействия. В 1979 году в Кисловодске «воры в законе» и цеховики договариваются: в «общак» пойдёт десятая часть прибылей теневого бизнеса, но  взамен он получит покровительство со стороны криминальных авторитетов. Преобладание грузин среди «воров в законе» эксперты связывают с тем, что именно в Грузии был центр незаконного предпринимательства и «воры в законе» располагали серьёзными финансовыми ресурсами. Появляется специальное название для коронованных кавказцев – «лаврушечники».

В 1982 году в Тбилиси обсуждались вопросы приспособления криминала к вызовам современности и расширение присутствия «воров в законе» в политической и экономической жизни СССР. Организатором выступил грузинский «вор в законе» Джаба Иоселиани. Четыре года спустя на не менее авторитетной сходке «Васька Бриллиант» заявил о необходимости соблюдения прежних понятий и неучастия в политике и деловой активности. Возглавляемые Иоселиани «лаврушечники», к которым примкнули славянские «воры в законе» отвергли устаревшие понятия как несоответствующие реалиям.

В 1985 году МВД СССР впервые в истории страны распространило среди сотрудников секретную справку «Об особенностях преступной деятельности лиц из числа «воров в законе» и рекомендациях по усилению борьбы с этой категорией уголовного элемента для практического использования».

Капитализм увеличивает число коронованных

Меняется формация, и теперь коронуются, заплатив. Максимальная численность «воров в законе» в России приходится на 1998 год — 1600. Сейчас во всём мире насчитывают порядка 485 «воров в законе», большинство живёт в России и на Украине. По-прежнему на 1-м месте грузины – 242, затем русские — 51 человек, замыкают тройку армяне — 30.