Слово «стерва» произошло от общего праславянского корня – стръв- и имеет аналоги во многих родственных славянских языках. В русском «стерво» обозначало труп павшего животного, падаль, гниющую мертвечину. «Ныне корова, завтра — стерва» (словарь Владимира Даля). Постепенно значение этого слова как чего-то негативного, омерзительного, вызывающего чувство брезгливости стало использоваться образно, зачастую по отношению к человеку.
Стервы на Руси
«Стервами» довольно часто называли — и называют — женщин особого склада характера, поступающих только сообразно со своими интересами. На Руси этим нелестным словом называли людей с гнильцой, не имеющих морального стержня. Так могли в сердцах, во время перебранок обзывать и сварливых, неласковых, склочных жен, которых мужья и родственники с трудом выносили.
Была еще одна категория «дам», которых на Руси звали стервами. Это гулящие девки и бабы, буквально проститутки, ведущие аморальный образ жизни вдовы, разведенки и пр. В этом значении пренебрежительно-вульгарное слово «стерва» имело массу синонимов: лярва, волочайка, шлёнда, мамошка и пр. Если в селе кого-то без особой интонации, просто в качестве имени нарицательного называли стервой, все окружающие понимали, что речь идет о продажной женщине.
Соблазнительные стервы
Более глубокое значение слова «стерва» обозначает особо вредную и норовистую гулящую бабу, которая имеет достаточно характера и силы воли, чтобы помыкать мужчинами. Обычно это были признанные красавицы, за которыми мужики увивались толпами. Зная свою власть над сильным полом, такие дамы вели себя очень даже стервозно: обманывали, требовали подарки за любезности, изменяли направо и налево, а то и сознательно насмехались над влюбленными в них мужчинами.
«Запасть» на такую женщину значило оказаться в настоящем капкане. Но именно это и привлекало многих мужиков, от природы склонных упиваться преодолением препятствий. Обхаживать подобную дамочку для них было чем-то сродни рискованной охоте на опасное, даже хищное животное. Постоянный прилив адреналина делал подобные игрища очень увлекательными и вызывал сильную зависимость.
Наиболее соблазнительные стервы с холодной головой могли играть мужчинами, как дети — игрушками. Гораздо позднее в России появится другое наименование для этой категории дам. Их будут называть «роковыми женщинами» за роль, которую такие особы могут сыграть в жизни мужчины. На Руси же их звали просто стервами, но без пренебрежительной интонации, а даже с тщательно скрываемым восхищением.