24/12/25

Комиссар Федотов: чем занимался самый секретный человек в СССР

Со стороны он казался воплощением скромного советского интеллигента: немного полноватый, в очках, без каких-либо выдающихся черт. Ничто в облике Петра Васильевича Федотова не выдавало человека, в чьих руках в самые драматичные годы находилась безопасность государства. А между тем, именно этот «профессорский» вид скрывал одного из главных архитекторов советской контрразведки военного времени.

От политрука до начальника управления

Путь в высшие эшелоны госбезопасности для выходца из небогатой петербургской семьи начался в Гражданскую войну с должности политрука. С 1921 года его жизнь была неразрывно связана с органами ЧК-ОГПУ-НКВД. Шестнадцать лет службы на Северном Кавказе, где он участвовал, в том числе, в ликвидации крупных бандформирований, закалили его и сформировали стиль: осторожный, аналитичный, усидчивый. Эта надежность, пусть и с некоторой, как отмечало начальство, медлительностью, позволила ему не только уцелеть в жерновах «большого террора» 1937-го, но и получить повышение.

В феврале 1941 года, накануне войны, в результате реорганизации было создано 2-е управление НКГБ СССР — главный контрразведывательный орган страны. Его возглавил комиссар госбезопасности 3-го ранга Петр Федотов.

Во главе «невидимого фронта»

Под его руководством управление, разделенное на шесть ключевых отделов, вступило в схватку с разведками противника. Главным врагом, естественно, считался абвер, против которого работал «немецкий» первый отдел. Именно в годы войны получили широкое распространение блестящие многоходовые «радиоигры», когда чекисты, захватив радиостанции вражеской агентуры, месяцами вводили германское командование в заблуждение, что позволило обезвредить сотни шпионов.

Почему Ленин отдал Польше Западную Украину и Западную Белоруссию

Личный вклад Федотова в историю оказался поистине судьбоносным: под его руководством были сорваны планы покушений на лидеров «Большой тройки» — Сталина, Рузвельта и Черчилля — во время Тегеранской и Ялтинской конференций. Именно его управление стало каменной стеной на пути знаменитого диверсанта Отто Скорцени. Существуют планы, согласно которым в случае падения Москвы Федотов должен был возглавить подполье в оккупированной столице.

Оттепель и расплата

После войны Петр Федотов руководил не контрразведкой, а заграничной разведкой, будучи заместителем председателя Комитета информации при совете министров Вячеслава Молотова. В этой должности он оставался до 1952 года, однако объем его ответственности на посту из-за частых реорганизаций периодически менялся. Несмотря на высокую оценку его деятельности, после расформирования комитета Федотов в течение года оставался не у дел, прозябая в резерве МГБ.
После смерти Сталина, казалось, фортуна вновь улыбнулась Федотову. Он был возвращен к прежним занятиям и руководил контрразведкой с 1954 по 1956 годы. Однако хрущевская оттепель поставила крест на карьере Петра Васильевича. Ему припомнили тот факт, что в 1940-е годы он организовал операцию «ложный закордон». Жителей Дальнего Востока забрасывали якобы за границу, где с ними работали фальшивые «японские спецслужбы». Если же советские граждане соглашались шпионить на японцев, их «разоблачали» в СССР, после чего расстреливали или давали срок. Посредством сфабрикованных этим способом дел было осуждено 130 человек.
В 1959 году Петра Федотова лишили звания генерал-лейтенанта и изгнали из коммунистической партии с формулировкой «за нарушения социалистической законности». Через 4 года он умер в Москве.