Певица Лидия Русланова сделала потрясающую карьеру, пройдя путь от безвестной сироты, вынужденной просить на пропитание, до заслуженной артистки РСФСР и богатейшей женщины Советского Союза. Но на пике славы ее ждало ужасное падение — в 1948 году певица была арестована по серьезным обвинениям.
Соловей фронтовых дорог
Такое прозвище дали Руслановой за то, что в военные годы она активно ездила по фронтам, давая выступления для красноармейцев. Всего за годы войны она дала свыше тысячи концертов, а в мае 1945 года даже спела у стен Рейхстага. На фронте она познакомилась и с мужем — генерал-майором Владимиром Крюковым — боевым товарищем и соратником Георгия Жукова.
Шикарная жизнь
За время военных гастролей Лидия Русланова неплохо зарабатывала. По воспоминаниям ее приемной дочери Маргариты, за свои деньги она приобрела и отправила на фронт две батареи «Катюш». Кроме того, Русланова коллекционировала старинные картины и антиквариат, благо последнего из Германии после войны хлынуло немало. Именно за трофеи Крюков и Русланова были арестован в сентябре 1948 года. Из Владимира хотели выбить признательные показания на Жукова, против которого как раз велось «трофейное дело».
Арест и суд
Справедливости ради, стоит признать, что Русланову тогда арестовали, скорее, за компанию. Трофеи из Германии она точно не вывозила, ну а то, что могла себе позволить многое из чего, что простым гражданам и не снилось — все было с заработанных денег. Тем не менее свою «десятку» она получила. Для значимости обвинение добавило еще «Антисоветскую пропаганду». А наказание помимо заключения предполагало еще и конфискацию имущества.
В погоне за потерянным
Список конфискованного был весьма солидный: четыре иномарки, свыше сотни картин знаменитых художников, 35 ковров и гобеленов, меха и скульптуры, старинные книги и антиквариат, 700 000 рублей наличными и 208 бриллиантов. Неудивительно, что, выйдя после смерти Сталина по пересмотру дела, Русланова возжелала все конфискованное вернуть. Суд был не против — при одном условии: необходимо предоставить доказательства того, что все конфискованное приобретено законно.
Впрочем, сам Крюков позже признавался: «Виновен ли я в присвоении трофейного имущества? Да, виновен, но не такого количества, как фигурирует в деле». Так что часть имущества удалось вернуть, но, например, не драгоценности, никаких документов на которые у четы не оказалось. Русланова требовала выплатить за них компенсацию в миллион рублей, но ей предложили лишь 100 000 от которых певица гордо отказалась…