Идею космического лифта впервые высказал еще Константин Циолковский в 1895 году. Но детально проработал концепцию советский ученый Юрий Арцутанов в 1960-х. Идея космического лифта не реализована до сих пор, хотя сегодня она является вполне решаемой инженерной задачей. Более того, НАСА уже финансирует подобный проект…
Что такое космический лифт
В теории космический лифт мог бы в десятки раз удешевить и ускорить доставку грузов на орбиту. Фактически он сделал бы ненужными космические полеты. Платформа с грузом просто передвигалась бы по тросу — подобно обычному лифту. Трос же одним концом был бы неподвижно или подвижно закреплен на Земле (например, на ее поверхности или на корабле, находящемся в море), а другим — удерживался бы при помощи противовеса в неподвижной относительно планеты точке выше геостационарной орбиты — то есть орбиты, проходящей над экватором.
Как это работает
Даже сложно себе представить, что такой лифт сможет работать. Но это так — все в соответствии с законами физики. Сам трос будет удерживаться в постоянном натяжении: за счет противовеса и возникающей при вращении Земли центробежной силы, с одной стороны, и под действием силы гравитации — с другой. Причем, груз в космос и обратно можно будет отправлять всего лишь легким толчком. Вверх он опять же будет подниматься под действием центробежной силы, а спускаться вниз — за счет земного притяжения.
Самое интересное, что движение груза будет происходить с ускорением, а потому, поднявшись до орбитальной высоты он приобретет Вторую и даже Третью космическую скорость. То есть сможет покинуть не только земную орбиту, но и Солнечную систему. Таким образом, космический лифт можно использовать для запуска в космос спутников и кораблей — без применения вредных, сложных и дорогих ракет-носителей.
Что нам стоит лифт построить
В настоящее время технология создания космического лифта хорошо проработана. Строить его предполагается в две стороны одновременно с геостационарной станции. Вопрос лишь в том, чтобы создать трос необходимой длины и прочности. Его материал должен быть очень крепким на разрыв, но при этом легким, иначе трос попросту оборвется под собственным весом. По расчетам, требуемым условиям вполне удовлетворяют углеродные нанотрубки. Правда, пока технология сплетения их в трос лишь разрабатывается.