Кошки сопровождают человека со времён Древнего Египта – и даже раньше. Они всегда были рядом с человеком, исполняя роль не просто домашних любимцев, а борцов с грызунами и защитников съестных припасов. О едва ли не первом «боевом» применении кошачьих рассказывает Филипп Мартин в своей книге «три царства природы». В 525 году до н. э. персидский царь Камбис II сумел победить египтян, приказав каждому из своих воинов привязать к груди кота – священное животное в Египте. В дальнейшем пушистые друзья принимали участие во многих войнах, и их функции не ограничивались только защитой складов и припасов от крыс и мышей.
«Анализаторы» газа
Во время Первой мировой войны отравляющие вещества использовались достаточно широко. Тогда-то солдаты и заметили странное (а точнее, вполне логичное) поведение кошачьих. В одним момент все четвероногие «пушистики» в страхе разбегались, хотя никакая опасность им вроде бы не грозила. Как оказалось позже, кошки благодаря своему в полтора десятка раз более чувствительному, чем у человека, обонянию распознавали отравляющие газы на огромном расстоянии. Самое странное, что собаки с их ещё большей чувствительностью к запахам подобным образом не реагировали. А дело тут в разной психологии животных: собаки оставалась с человеком в попытках защитить его от опасности, в то время как кошки просто спасали свою жизнь.
С тех пор кошки стали постоянными обитателями не только казарм и складов, но и окопов. Ведь в Первую мировую очень много наших солдат погибло из-за ядовитого хлора, который стелился по земле, заполняя первым делом низменности и траншеи.
«Противовоздушные» кошки
Но и во времена Великой Отечественной, когда химическое оружие практически не использовалось, кошки оставались спутниками и верными друзьями советских солдат. Ведь природа наделила этих животных не только прекрасным нюхом, но и ещё более развитым слухом.
Карл Кори в рассказе «Кот-зенитчик» рассказывает о нескольких похожих случаях, когда котов использовали как своеобразный радар, определяющий приближение вражеских штурмовиков и бомбардировщиков. Дело в том, что звук полёта немецкой и советской авиации довольно разный. Но человек может почувствовать эту разницу только на близком расстоянии, а кот – издалека, когда звука не слышно вовсе. Так и «работали» коты в зенитных батареях, предсказывая приближение фашистской авиации раньше и точнее нашей разведки.