03/12/19

«Красные гусары»: как большевики использовали пленных венгров в Гражданскую войну

На первом этапе гражданской войны Красная армия страдала от нехватки профессиональных всадников. На огромных российских просторах массы революционной пехоты были неэффективны без эскадронов кавалерии, которая отвечала за разведку и фланговый охват противника. Условно говоря, она являлась глазами и руками армейских группировок. Для формирования собственных кавалерийских частей большевистское руководство решило использовать пленных солдат Австро-Венгерской империи.

Венгры на службе русский революции

Еще в декабре 1917 года в Саратове сформировали полк из 300 пробольшевистских венгерских гусар. Командовал частью бывший австрийский лейтенант, Шандор Келлнер. Бойцы отряда носили красные бриджи, синие накидки и гусарские кепи. Однако самым боеспособным подразделением стал гусарский отряд вахмистра Лайоша Винермана. В Астрахани красный военачальник сформировал подразделение, в которое помимо мадьяр вошли немцы, словаки, китайцы, латыши. Новое кавалерийское подразделение получило название 1-й Московский интернациональный полк.

После того как чешские легионеры взяли Самару и соединились с казаками Дутова, возникла реальная опасность формирования на юге России мощного антиреволюционного фронта. В бывшей Самарской губернии под контролем красных остались территории Николаевского и Новоузенского уезда. В этом районе действовал отряд Василия Чапаева, который решили усилить венграми.

Мадьяры спасают земляков

22 июня 1918 года венгерские всадники Шандора Келлнера соединились с 4-й армией РККА, которая штурмовала район Красный Кут — Новоузенск. Гусары считались наиболее боеспособной частью и их поставили в центре. 24 июня мадьярские гусары без приказа атаковали белую батарею, и порубили саблями всю обслугу орудий. После победы они узнали, что в новоузнецком лагере военнопленных, где содержалось много венгров, белые начали массовые расстрелы.

Революционная 4-я армия продолжала штурм, но венгерские гусары, не обращая внимания на продолжавшийся бой, помчались спасать земляков. В пригороде Новоузенска они рассеяли отряд белых, которые за ночь расстреляли 160 пленных, обнаружив среди убитых 46 венгров. После неожиданного налета контрреволюционеры отступили из города, а к гусарам присоединился отряд из 300 сабель, которыми командовал Винерман.

Бои за Александров Гай

В августе 1918 года Астраханский и Саратовский интернациональные кавалерийские полки объединили в отдельную группу, которой поставили задачу наступать на город Александров Гай и поддерживать правый фланг дивизии Чапаева. Подразделение базировалось в Новоузенске, а командовал им Лайош Винерман. Утром 21 августа 3000 казаков атамана Дутова внезапно атаковали город, в котором были только венгры и Новоузенский стрелковый полк.

Казаки оттеснили мадьяр с окраин к центру города, где гусары организовали круговую оборону. Главный бой произошел за два дома, в которых засел эскадрон Шандора Келлнера. После перестрелки венгры решили контратаковать и неожиданной сабельной атакой выбили дутовцев из города. Мадьяры 15 километров гнали белую кавалерию от Новоузенска. Главной целью погони стал захват казачьих лошадей для красной кавалерии.

Неожиданная атака

Первую половину сентября группа Винермана подавляла восстания саратовских кулаков и 21 сентября гусары при поддержке нескольких броневиков и красной пехоты заняли Александров Гай. Через неделю белые закрепились в хуторе Березовский и стали готовиться к ответным действиям. Венгры предложили казакам обменяться пленными, но те отказались. 30 сентября Винерман на двух легковых машинах и при одном броневике отравился спасать своих. В ударную группу вошло 16 бойцов и пара пулеметов.

Пока казаки обедали, венгры рассредоточились и открыли по противнику перекрестный пулеметный огонь. Белые, не погибшие от пуль, утонули, пытаясь переплыть реку рядом с хутором. Спасти пленных земляков не получилось, оказалось, казаки убили их еще до начала атаки. Согласно боевой сводке 4-й армии РККА под номером №1476 в этом бою венгры захватили американский мотоцикл «Индиан». По воспоминаниям кавалеристов Винерман передвигался по полю боя исключительно на этом мотоцикле, прихватив с собой саблю, запас гранат и пулемет.

Бой с казаками за Киргизскую Таловку

7 октября красногвардейцы взяли Самару и стали продвигаться в сторону Уфы и Стерлитамака. К этому времени в группе Винермана насчитывалось 500 штыков и 250 сабель. На вооружении отряда числилось 15 пулеметов. 13 октября венгры вышли в сторону села Киргизская Таловка, в районе которой собрались белые части полковника Бородина: 700 штыков и 700 сабель при 17 пулеметах. Белые скрытно следили за венгерской колонной, и Бородин приказал казачьей сотне обстрелять противника. Гусары контратаковали и оттеснили казаков из села. Однако это была ловушка.

Увлекшийся атакой Винерман далеко оторвался от основных сил и утром 14 октября Бородин окружил Киргизскую Таловку, в которой ночевали венгры. Приказав пехоте отстреливаться, командир гусар выстроил кавалерию для флангового обхода. Одновременно полковник Бородин бросил в атаку 9-й казачий полк. Станичники снесли цепи стрелков и в центре деревни сшиблись с венгерскими всадниками.

В кавалерийской рубке гусарская сабля эффективней казачьей шашки и опытные в фехтовании мадьяры погнали белых из села. На окраине на венгров обрушилась лава казаков, вооруженных пиками. Красные начали отстреливаться из револьверов, но шрапнельный огонь артиллерии загнал их обратно в деревню.

К полудню, из-за потерь, белые отошли, а Винерман с 15 всадниками решил преследовать врага и был убит в перестрелке с казаками. После гибели командира венгры отступили. Следующие месяцы красные гусары, которые были переименованы в Интернациональный полк имени Винермана, воевали в составе дивизии Василия Чапаева и считались самым боеспособным подразделением.