ФОТО: Freepik

Кризис пост-юности: почему выпускники вузов всё чаще впадают в депрессию

Кризис пост-юности для нашей страны относительно новое явление. Его суть заключается в том, что в депрессию впадают выпускники вузов – то есть те, жизнь которых должна «бить ключом». Почему же это происходит?

Кризис юного возраста

Популярный канадский писатель Дуглас Коупленд определяет кризис пост-юности как духовный и интеллектуальный крах, наступающий после двадцати лет. Он вызван неспособностью функционировать вне школы, вне чётко заданных, упорядоченных отношений.

Психологи данное явление называют «кризисом четверти жизни» и утверждают – наступает такое состояние после окончания вуза, когда молодой выпускник фактически впервые сталкивается с реальным миром.

Характерные черты кризиса пост-юности: чувство потерянности и страха перед выбором, непонимание, какие действия предпринять для перехода во взрослую жизнь. У некоторых депрессия может начаться за несколько лет до получения диплома. Причины этого кроются в смене интересов, проблемах в учёбе и ощущении того, что получаемые знания и навыки едва ли пригодятся в повседневной жизни. «Масла в огонь» подливают социальные стереотипы: просить помощи у родителей на последних курсах уже стыдно, а окружающим людям уже хочется демонстрировать достижения (престижная работа, высокая зарплата, собственное жильё, машина и так далее).

Россияне в зоне риска

Отечественные специалисты почёркивают – российские выпускники более подвержены «послевузовской депрессии» по сравнению с западными ровесниками. И дело вовсе не в том, что перед молодым специалистом в Европе или США больше возможностей. Одна из причин – система образования.

Западная модель считается более практико-ориентированной. Студентам ставят цель, которую они при поддержке преподавателей должны достичь. Пути же они выбирают самостоятельно. В России студентам вплоть до последнего курса указывают что и как делать, а после получения диплома вдруг перестают.

Новоиспечённые специалисты с высшим образованием оказываются в растерянности. Чтобы хоть как-то удержаться на плаву они хватаются практически за любую подработку, которая вскоре может перерасти в постоянную работу. От этого карьерная и творческая самореализация раз за разом откладывается по чисто бытовым причинам. Но при этом старшее поколение продолжает требовать «приличную» работу с перспективой карьерного роста и вступления в брак.

Что делать?

То, что проблема существует, признают на самом высшем уровне. И не только признают. Шаги для её ликвидации уже предпринимаются. Например, в школе большое внимание начали уделять профориентационной работе. С шестого класса раз в неделю для учеников проводятся тематические классные часы «Россия – мои горизонты», на которых в доступном формате рассказывается о наиболее востребованных профессиях и о том, как сделать правильный профессиональный выбор. Не отстают и вузы. В университетах и академиях студентам предлагают параллельно получить вторую специальность – чаще всего «рабочую».