10/12/25

Кровная месть по русски: как это было

Понятие «кровной мести» — принцип «око за око» — у восточных славян существовало задолго до появления государства. Летописец сухо констатировал: они «друг друга убиваху». Но с образованием Руси эта древняя традиция не исчезла, а была вписана в законы, эволюционируя от неограниченной вендетты к строгой юридической процедуре.

Ольга отплатила, Рогнеда не смогла

Летописные предания донесли до нас яркие примеры кровной мести, ставшие частью национального эпоса.

Месть княгини Ольги (945 г.) — эталон хитроумного и беспощадного возмездия. После убийства древлянами её мужа, князя Игоря, Ольга не стала идти на прямой штурм их столицы. Она потребовала с побеждённых символическую дань — по три голубя и три воробья с каждого двора. Ночью к лапкам птиц привязали горящую паклю и отпустили. Птицы вернулись в свои гнёзда под соломенными крышами, и весь город вспыхнул как факел. Так Ольга не просто отомстила, но и сделала это с леденящей душу изобретательностью.

Несостоявшаяся месть Рогнеды — история жертвы, попытавшейся стать палачом. Князь Владимир, будущий Креститель Руси, силой взял в жёны полоцкую княжну, предварительно убив её отца и братьев. Рогнеда, не смирившись, решила заколоть спящего мужа, но тот проснулся и отвел удар. Её месть не удалась, но сама попытка стала символом отчаянного права на воздаяние.

Убить или взять деньгами

Первый документ, в котором в правовом поле оговаривалась процедура применения кровной мести, на Руси появился после заключения Русью в 911 году договора с Византией. Условия предусматривали вариативность такого мщения: родственник убитого мог предать убийцу смерти либо взять с него денежный эквивалент нанесенной обиды.

В статье 4-й этого договора говорилось, что если убийца скроется с места совершения преступления, а известно, что он имущий, то родственник покойного вправе претендовать на часть имущества преступника, но не на все – интересы жены убивца при дележе тоже учитывались. Неимущего же душегуба по поимке ждала неминуемая смерть.

«Банные девы»: чем они занимались в русской парной

Аналогичная норма прописывалась и в договоре за 944 год. Классовый подход к разрешению спора о кровной мести имел место и применительно к наказанию за убийство русского христианином и наоборот: до крещения Руси подобные преступления с участием иностранцев как на Руси, так и в Византии, также наказывались альтернативно при условии состоятельности убийцы. Бедняка-инородца, которому нечем было расплатиться с родственниками убитого, при поимке казнили если не по суду, то руками родственников-кровников.

Ограничения «Русской Правды»

Ориентировочно в 1016 году (точная дата историками не установлена) выходит сборник правовых норм Киевской Руси «Русская Правда». Его автор – князь Ярослав, составивший данный нормативный правовой акт после Новгородского восстания (1015-1016 гг.). Этот документ вносит новый порядок в процедуру урегулирования конфликтов посредством кровной мести. Мстителями теперь называются только ближайшие родственники убитого. Устанавливается, что если они не желают мстить убийце, то с него в пользу князя взыскивается вира – денежный штраф.

Со смертью Ярослава в 1054 году его сыновьями «мщение смертью за убийство», то есть кровная месть, было официально отменено и полностью заменено денежным выкупом. То есть де-юре на Руси это произошло лишь в середине XI века.

Впрочем, это послабление вовсе не означает, что государство смягчало наказание за убийство, - кара за него была порой гораздо жестче по форме, чем само преступление. К примеру, по русскому Судебнику 1649 года убийце родителя или других родственников грозила лютая смерть – его возили по заполненной людьми торговой площади, рвали при этом тело клещами и только потом топили. Мужеубийц закапывали в землю живьем по плечи, и женщины стояли так, пока не умирали, днями, а то и неделями в зависимости от выносливости организма.