02/09/23
ФОТО: х/ф

Крупнейшая авария в ленинградском метро: как город едва не провалился под землю

В начале 1970-х годов, партия поставила перед властями Ленинграда сложную задачу - построить пять новых станций метро к XXV съезду КПСС. В то время никто не мог предположить, какие трудности ожидают строителей метро и какие последствия это приведет.

Между «Лесной» и «Площадью Мужества»

Перед строителями метро стояла задача связать центр города с новыми микрорайонами, которые быстро развивались на Севере. Все шло по плану, пока они не достигли сложного участка между будущими станциями "Лесная" и "Площадь Мужества". Здесь находилось бывшее русло притока Невы - полукилометровая полоса, заполненная водой и песком, способная разжижаться. Хотя можно было обойти это место, строители решили использовать технику заморозки грунта.

Борьба с плывуном

В болотистом Ленинграде этот способ показал себя хорошо. Землю по контуру будущей выработки пробуривали на всю глубину плывуна и накачивали хладагентом. Через полтора-два месяца образовывалась прочная ледяная стена, которая надежно удерживала грунт от оползания. Так поступили и в этот раз, сделав лишь небольшое отступление от классической технологии: тоннели расположили не рядом друг с другом, а один над другим. Так получалось быстрее и дешевле. Но, как показали дальнейшие события, отнюдь не лучше…

Авария на строительстве

В апреле 1974 года при пробном бурении из скважины хлынула вода. Пока метростроевцы решали, как поступить, лопнула одна из ледяных стен, и в тоннель начала поступать уже водно-песчаная смесь. Поток удалось остановить, преградив его бетонными пробками толщиной до трех метров. Решение было временным. Но, пока думали над способом устранением проблемы, нарисовалась новая — и куда большего масштаба.

Из-за вылившейся в тоннель водно-песчаной смеси под землей образовалась огромная полость, которая начала проваливаться. На поверхности возникла внушительная впадина размером 400х200 метров и до трех метров глубиной. Асфальт вздыбился вместе с трамвайными путями, накренились и потрескались некоторые здания в районе площади Мужества, началась паника среди населения.

Глубокая заморозка

Рассматривались варианты со строительством более или наоборот менее глубоких тоннелей взамен затопленных. Но это грозило слишком большими вложениями и трудозатратами. Поэтому решено было использовать уже готовую выработку, заморозив ее жидким азотом. На это ушел годовой объем выпускавшегося во всем СССР газа — более 8 000 тонн. Дополнительно тоннели загерметизировали трехслойной опалубкой из чугуна и бетона.

Тогда объект удалось сдать к сроку. Но 20 лет спустя авария все же произошла — тоннели стали разгерметизироваться, обрушиваться и проседать. Летом 1995 года перегон «Лесная» — «Площадь Мужества» был закрыт на долгие девять лет, которые понадобились на строительство нового — обходного — тоннеля…