23/03/23

Крупнейшее ограбление в СССР: какой «куш» сорвали налётчики на универмаг «Молодёжный»

В конце рабочего дня 14 ноября 1986 года у входа в московский универмаг «Молодежный» произошла история, напоминавшая сцену из боевика. Только выстрелы и трупы были вполне настоящими.

Что случилось у «Молодежного»

Около 21 часа к дверям универмага подъехала инкассаторская машина. Двое инкассаторов остались на месте, третий вошел в здание. Вскоре он вернулся с мешком денег. Вместе с ним вышла сержант милиции Вера Алфимова. Она уже закончила смену, сдала табельное оружие и теперь направлялась к автобусной остановке.

Около магазина было довольно много народу – «Молодежный» считался местом, где периодически «выбрасывали» дефицит. Сейчас универмаг закрывался, из дверей непрерывным потомком шли люди. На милиционера с модным в то время чемоданчиком «дипломат» в руках, который стоял недалеко от входа, никто не обращал особого внимания. Не вызывали интереса и молодой мужчина, ожидавший кого-то совсем рядом, за углом, и старлей с объемистой сумкой, задержавшийся у дома напротив магазина.

Как только инкассатор открыл дверцу, чтобы положить в салон мешок с деньгами, по микроавтобусу открыли стрельбу выскочивший из-за угла мужчина и милиционер с дипломатом. Двух инкассаторов уложили на месте, третий был ранен и потерял сознание, что и спасло ему жизнь. Сержант Алфимова, несмотря на то, что была безоружна, бросилась к месту перестрелки и была тут же убита.

Двое нападавших схватили мешок с деньгами и побежали в ближайший двор многоквартирного дома. Навстречу им попался человек, выгуливавший собаку. Бандиты пытались убить и его, но к этому моменту оба полностью расстреляли обоймы своих пистолетов. Поэтому свидетель видел, как преступники прыгнули в синие «Жигули» и сумел описать их приметы и приметы автомобиля.

Тем временем, офицер, топтавшийся напротив магазина, и наблюдавший все происходящее, ушел, аккуратно неся свою сумку. Быть предельно осторожным у него были причины – старлей являлся четвертым членом банды (третий ждал за рулем «жигулей»), и в сумке у него были бутылки с зажигательной смесью. Он должен был бросить их ко входу в универмаг, чтобы прикрыть отступление подельников, вызвав панику и неразбериху.

Зачем приезжал Ельцин

Почти сразу же около «Молодежного» собралась толпа, затем подтянулась милиция. Можно сказать, что «на уши» были поставлены все сотрудники столичных отделений МВД. И тут же вместе с крупным милицейским начальством прибыл и Б.Н. Ельцин, который в ту пору был первым секретарем Московского горкома КПСС.

Тогда в стране как раз полным ходом шла «перестройка», одним из символов которой был демократичный первый секретарь московского горкома. Он даже на работу ездил в общественном транспорте и, заболев, часами просиживал под дверью обычного терапевта в обычной поликлинике. При этом Ельцин, обретший благодаря своему популизму народную симпатию, был в постоянном конфликте с руководством, и, прежде всего, с членом Политбюро ЦК КПСС Е.К. Лигачевым и с генеральным секретарем ЦК КПСС М.С. Горбачевым.

Похищение фантастической по тем временам суммы – 330 тысяч рублей, которое сопровождалось стрельбой и убийствами – такая история могла стоить Ельцину карьеры.

Но, к счастью для Бориса Николаевича, громкое преступление удалось раскрыть буквально «по горячим следам».

Как поймали преступников

Расследованием руководил следователь по особо важным делам Исса Магомедович Костоев. Через несколько лет он прославился поимкой серийного убийцы —  Чикатило.

Благодаря присутствию духа случайного свидетеля, того самого, что выгуливал собаку, у милиции было описание двух преступников и автомобиля. Очень скоро одна из патрульных машин нагнала синий «жигуленок». Этот автомобиль ехал с положенной скоростью, выполняя все правила дорожного движения. На требование остановиться водитель немедленно отреагировал, аккуратно припарковавшись к обочине. Из машины вышел, к изумлению преследователей, не милиционер, и не второй стрелок (оба были, судя по описаниям, молодыми мужчинами), а весьма благообразный с виду человек средних лет. Однако, не успели сотрудники правоохранительных органов сделать и нескольких шагов навстречу, как из «жигулей» выскочили двое бандитов и принялись стрелять. Один из милиционеров был ранен. Ранили и водителя «жигулей». Преступники вновь прыгнули в машину и скрылись. Тут же был объявлен план «Перехват». Очень скоро милиция, шерстившая все закоулки и пустыри города, обнаружила сначала тело благообразного шофера, которого добили свои же подельники, а затем и синий автомобиль, в салоне которого был брошен мешок денег.

А после погоня настигла и одного из преступников – того самого, что прятался в ожидании инкассаторов за углом дома. Он затаился в одной из котельных, пытался взять в заложники оператора, пытался вести переговоры с милицией, но вскоре понял, что окружен и шансы его равны нулю. Преступник застрелился.

Его личность удалось установить довольно быстро: самоубийца оказался Игорем Олеговичем Книгиным 1955 года рождения. Незадолго до совершения преступления Книгин был уволен из рядов милиции за должностные преступления.

Казалось бы, все нити оборваны, и остальных подельников найти не удастся. Однако, мать Книгина вспомнила, что в роковой для ее сына день был странный телефонный звонок. Звонил приятель Книгина, Валерий Финеев, тоже в недавнем прошлом сотрудник милиции, и тоже вылетевший из «органов» за превышение должностных полномочий и даже отсидевший три года «на химии». Убитая горем мать так и не смогла внятно рассказать, зачем звонил Финеев. Речь шла о каком-то удостоверении личности, и говорил Валерий крайне невразумительно.

Финеева вызвали на допрос. Вначале он отпирался, но затем купился на уловку следователя, сообщившего ему, что Книгин арестован и дает показания, и рассказал все.

Таким образом, стало известно, что ограбление «Молодежного» запланировали четыре человека.

Во главе ОПГ (организованной преступной группы) стоял бывший милиционер Книгин. Его ближайшим соратником был Валерий Николаевич Финеев, 1959 года рождения. Они служили в милиции вместе, еще тогда совершили несколько преступлений, в том числе, убийств, которые так и остались до поры нераскрытыми, а лишившись работы в органах, решили продолжать преступную деятельность.

Третьим подельником Книгина и Финеева был старший лейтенант Советской армии Евгений Анатольевич Субачев, 1957 года рождения. Незадолго до этого за недостойное советского офицера поведение он был лишен партбилета и должности замполита части. Субачев был тем военным, который стоял напротив магазина с бутылками зажигательной смеси, но так и не решился пустить их в ход.

Наконец, четвертый член банды, тот самый благообразный шофер, убитый своими же подельниками, оказался Константином Алексеевичем Голубковым 1946 года рождения, в прошлом – сотрудником девятого главного управления КГБ СССР.

Словом, все участники преступной группы оказались «людьми в погонах». Совершенно неудивительно, что это дело, несмотря на политику гласности, проводимую в то время руководством страны, не слишком афишировалось в СМИ.