Дезертир Николай Павленко в течение почти 10 лет, начиная с 1942 года, создавал и руководил вымышленными организациями. Только случайность позволила раскрыть истинные масштабы его мошенничества во время Великой Отечественной войны и после нее.
Придумка дезертира
В начале войны, воентехник Николай Павленко находился при штабе корпуса 100-й стрелковой дивизии на Западном фронте. В связи с большими потерями советских войск, старший лейтенант принял решение отсидеться в тихом месте и в начале осени 1941 года дезертировал в Калинин, используя поддельное командировочное удостоверение. Писатель Эдуард Хруцкий объясняет выбор Павленко географическими причинами - до войны у него было много знакомых в этом городе, с которыми он имел дела. К тому времени к Павленко присоединилось еще несколько дезертиров. Когда фронт приблизился к Калинину, они решили менять место своего пребывания.
Во время одного из таких переходов в марте 1942 года, Николай Павленко встретил своих бывших сослуживцев из артели, где он работал до войны. Один из них, шутя, вырезал печать с обозначением "Участок военно-строительных работ No 5 Калининского фронта" из резиновой подошвы. С этого момента началась серия масштабных афер Николая Павленко.
Он создал фиктивную военно-строительную организацию с поддельными документами, которые использовались дезертерами для получения продуктов и открытия банковского счета. Военную форму изначально приобретали на базарах, а затем, с помощью взяток для Управления военно-строительных работ (УВСР), ее начали изготавливать на швейных фабриках. В условиях военного времени никому из представителей государственных органов не приходило в голову, что УВСР-5 - это несуществующая структура.
Наращивание оборотов
Автор «Московского комсомольца» Елена Павлова, исследуя «славный» путь Николая Павленко, писала, что этот деятель умел найти подход к нужным людям, «отблагодарить» их за услуги. Военнослужащие несуществующего де-юре УВСР-5 были поставлены на довольствие, Павленко приказал им собирать брошенную строительную технику. На возмездной основе выполнялись даже дорожные и строительные работы в организациях Калинина.
Когда произошла ликвидация Калининского фронта, Николай Павленко за крупную взятку начальнику одного из районов авиационного базирования (РАБ – подразделение, обеспечивающее авиадивизии) «легализовал» свою фиктивную воинскую часть, она вошла в состав РАБа, превратившись в УВР-5. В этом качестве подразделение дошло до Берлина, когда РАБ переходил госграницу СССР, в составе УВР было уже свыше 200 человек, в основном дезертиры или отставшие от своих частей. Лже-часть имела на вооружении большое количество единиц огнестрельного оружия и боеприпасов. Как писал Игорь Муромов в книге «100 великих авантюристов», в конце войны группировка Николая Павленко стала настоящей бандой, грабившей имущество на территории Польши и Германии. Ими были «экспроприированы» десятки единиц техники, лошадей, разного рода ценного имущества. Благодаря своим преступным связям Павленко «выбил» себе грузовой 30-вагонный состав, чтобы вывезти все это добро. Примечательно, что военнослужащие несуществующей части по ходатайствам своего главаря были награждены более чем 200 боевыми орденами и медалями, имелись они и у Павленко.
Аферы в послевоенное время
После войны Николай Павленко вернулся в Калинин и распустил большинство своих «подчиненных», расплатившись с ними доходами от проданных трофеев (раздав в общей сложности свыше 200 тыс. рублей). Им была создана гражданская строительная артель «Пландорстрой». За взятки и подарки высокопоставленным чиновникам начальник артели по «липовым» документам получал подряды, присваивал себе госсредства. У Павленко в собственности имелись два дома и насколько машин «Победа».
В 1948 году в отношении него возбудили уголовное дело о хищении свыше 300 тыс. рублей. К тому времени Павленко скрылся во Львове, где по сфабрикованным документам организовал управление военного строительства (УВС-1). Его подельники по военному времени помогали провернуть те же схемы, которыми некогда занимался «липовый» УВСР-5. По документам уголовного дела, до 1952 года множество организаций заключали с УВС договоры, за это время доходы этой фирмы составили десятки миллионов рублей. Павленко использовал часть средств для подкупа областного и республиканского начальства.
Изобличить афериста и его подельников удалось случайно только осенью 1952 года. По заявлению одного члена партии, о махинации офицеров УВС с облигациями госзайма возбудили уголовное дело, которое постепенно стало обрастать новыми подробностями масштабнейших преступлений Николая Павленко и его подельников. Арестовали 300 человек во главе с самим «полковником». Следствие продолжалось 2,5 года. В итоге Павленко приговорили к расстрелу, а 16 его «подчиненных» отправились в лагеря на сроки от 5 до 25 лет.