09/03/23

Крупнейший космический скандал СССР: что натворил упавший ядерный спутник «Космос-954»

24 января 1978 года на Канаду рухнул советский разведывательный спутник «Космос-954». Такой инцидент и сам по себе достаточно драматичен, но в данном случае дело осложнялось тем, что спутник был снабжен ядерной энергетической установкой.

Причина неисправности

«Космос-954» был создан для ведения радиолокационной разведки и поиска подводных лодок «вероятного противника». Чтобы он мог работать без внешних источников энергии, находясь в тени планеты, спутник оснастили реактором с мощностью 3кВт. Топливом ему служили 30 килограммов урана-235. К слову сказать, именно такую ядерную «начинку» имела бомба, сброшенная на Хиросиму.

Инженер А. Железняков, специализирующийся на космической технике, посвятил инциденту с «Космосом-954» статью-расследование («Секретные материалы» No19 за 2004 год). Он считает, что поломка произошла из-за того, что спутник разрабатывали несколько научных центров, и передача этого заказа происходила в обстановке нервозности. Сначала «Космосом» занималось ОКБ-52 под руководством В.Н. Челомея, но ученый впал в немилость, и заказ у его бюро отобрали.

Доводили до ума эту сложнейшую аппаратуру сначала в ЦКБ-7 (бюро «Арсенал»), а затем в ОКБ-670 (НПО «Красная звезда»).

Повлияла нервозность обстановки на общий результат или нет, сказать сложно, но первый же образец спутника-разведчика «Космос», который был запущен на орбиту 3 октября 1970 года, через 110 минут после старта дал серьезный сбой. Тогда аварии удалось избежать. А через пять лет спутники этой серии поступили в распоряжение разведки ВМФ СССР.

О причинах аварии «Космоса-954» споры идут до сих пор. Скорее всего вышел из строя корректирующий двигатель, или произошла по какой-то причине разгерметизация спутника. Однако, даже вполне серьезные специалисты не отрицают возможности, что спутник был поврежден американской лазерной установкой, когда проходил над полигоном Вумера, расположенном в Австралии. Там как раз шли испытания секретного американского оружия.

Как «Космос-954» сыграл с миром в «русскую рулетку»

Как бы то ни было, но спутник, стартовавший с «Байконура» 18 сентября, уже 28 октября перестал реагировать на команды и прекратил передачу данных.

Тогдашний комполка Войск воздушно-космической обороны А. Тарасов спустя годы рассказывал об этом инциденте: «Есть такое понятие «орбита захоронения». Значительная часть аппаратов, неважно с каким типом питания, после завершения жизненного цикла отводится в сторону и вращается где-то там. Проблема советского спутника, который перестал выполнять команды с Земли, состояла в том, что по каким-то причинам перестали работать все каналы управления. И основные, и резервные. Это вообще из ряда вон на самом деле. Такое случается один раз на миллион, чтобы сразу все отказало. Именно поэтому его не смогли отвести в сторону».

Словом, уже в начале ноября весь мир узнал, что остается лишь ждать, когда советский спутник с ядерным реактором на борту, наконец, подчинится силе земного притяжения и упадет. Мировые СМИ активно обсуждали эту ситуацию и гадали, куда именно рухнет злосчастный «Космос-954», вспомнив, кстати, о пресловутой «русской рулетке».

К счастью, обломки спутника, который начал разрушаться, войдя в плотные слои атмосферы, упали над северными территориями Канады – местами крайне безлюдными. Ближайшим населенным пунктом к месту падения наиболее крупных обломков, стал городок с говорящим названием Ураниум-Сити. Погибших и пострадавших как-то иначе в результате этого падения не было. Во всяком случае, СМИ и США и Канады об этом не написали ни слова, а можно не сомневаться, что уж они молчать бы не стали даже в случае гибели коровы или лошади.

Политические последствия

Тем не менее скандал был грандиозный. И связан он был, прежде всего, с тем, что неисправный спутник нес на борту ядерный заряд.

Операция по поиску ядерных остатков и обломков спутника получила кодовое название «Утренний свет» и проводилась совместно канадскими и американскими военными специалистами. Помощь советской стороны была, разумеется, предложена, и, вполне предсказуемо отвергнута.

Вначале территорию прозондировали с воздуха, затем началась наземная фаза поисков. Первый объект был обнаружен уже 26 января. Всего американцы отыскали более 100 различных деталей и обломков, радиоактивность которых колебалась от 200 рентген до нескольких миллирентген в час. Общий вес найденных фрагментов составил 65 килограммов.

Большая часть и корпуса спутника и ядерного заряда была уничтожена еще в верхних слоях атмосферы, и по этой причине площадь в 100 кв. километров была заражена в самой минимальной степени. Поверхности земли достигли лишь граммы опасного вещества.

Тем не менее газетная шумиха нарастала. Она прекратилась после выхода публикации в газете «Правда». Там было сказано: «Один из основных законов создания ядерных установок – полная их безопасность даже в том случае, когда происходит авария... Американские и советские конструкторы разрабатывают подобную технику таким образом, чтобы в любых случаях не произошло катастрофы». Далее, автор публикации В. Губарев вспомнил подобную аварию, приключившуюся в 1964 году с американским спутником «Транзит». Тогда, по уверениям американских властей, никаких радиоизотопов в атмосфере не зафиксировали.

После упоминания об аварии «Транзита» истерика в заокеанских СМИ мгновенно прекратилась. По всей видимости, скандал решено было погасить, поскольку у американских газетчиков и рядовых избирателей могли и в самом деле возникнуть вопросы по поводу давней истории с «Транзитом».

Канадская сторона вполне резонно потребовала возмещения убытков. Одна лишь поисковая операция «Утренний свет» обошлась в 14 миллионов долларов. Канадское правительство выставило СССР счет на странную сумму - 6 миллионов 41 тысячу 174 доллара 70 центов. В долларах США. СССР соглашался выплатить лишь 3 миллиона долларов. Канадских.

После долгих препирательств какая-то сумма нашей страной была все же выплачена, но какая именно – так и осталось секретом.

В любом случае, американская сторона не осталась внакладе, поскольку все обломки спутника были немедленно доставлены для детального изучения в военные лаборатории США и Канады.

Есть у этой истории и такой, безусловно позитивный момент – она стала первым шагом к полному отказу всех стран мира от использования спутников подобного типа.