24/11/25

Крушение Ил-18 в 1964 году: что стало причиной гибели маршала и пяти советских генералов

9 октября 1964 года в небе над Югославией произошла одна из самых загадочных и «высокопоставленных» катастроф в истории советской авиации. Погиб цвет военной элиты: маршал Сергей Бирюзов, начальник Генштаба, и пятеро генералов. Эта трагедия не только нанесла тяжелый удар по обороноспособности СССР, но и породила версии о диверсии, не утихающие до сих пор.

Роковой рейс в Белград

Делегация направлялась на торжества по случаю 20-летия освобождения Белграда от нацистов. На борту самолета Ил-18 находилась целая плеяда военных стратегов и героев войны: маршал Сергей Бирюзов – начальник Генерального штаба, куратор космической программы, генерал-полковник Владимир Жданов – начальник Академии бронетанковых войск, генерал-лейтенант Николай Шкодунович – заместитель начальника Академии им. Фрунзе и другие высокопоставленные офицеры – всего, по разным данным, от 17 до 33 человек.

Ирония судьбы заключалась в том, что это был тот самый самолет, который всего за неделю до этого доставил с «Байконура» экипаж легендарного «Восхода-1» с космонавтами Владимиром Комаровым, Константином Феоктистовым и Борисом Егоровым. Теперь же он стал для маршала Бирюзова, курировавшего космические полеты, роковым.

Столкновение с горой

Поначалу ничто не предвещало беды: самолет был исправен, экипаж опытен, а метеоусловия благоприятны. Полет прошел благополучно. Проблемы начались только при посадке в белградском аэропорту. Именно тогда, согласно официальной версии, и произошла трагедия: Ил-18 на полном ходу врезался в склон горы Авала, не долетев до взлетно-посадочной полосы. От мощного удара лайнер взорвался, не оставив никому шансов на спасение. Согласно одной из версий, погода при посадке ухудшилась. Пилот доложил об этом Сергею Бирюзову, добавив, что место для посадки придется поискать на другом аэродроме. Однако, если верить историку спецслужб Геннадию Соколову, маршал, не желавший опаздывать на праздник, приказал сажать самолет.

Причины трагедии

Тот же Геннадий Соколов при описании крушения, в первую очередь отмечает разразившийся во время посадки шторм. Неудивительно, что в ряду самых распространенных предположений о причинах авиакатастрофы оказались метеорологические условия, которые помешали пилотам должным образом сориентироваться и посадить самолет. Однако Алексей Богомолов, автор книги «Легенды первых лиц СССР», утверждает, что основной причиной аварии была названа ошибка членов экипажа. Действительно, было установлено, что Ил-18 отклонился от курса и шел ниже глиссады (траектория, по которой снижается летательный аппарат). Именно поэтому самолет и столкнулся с невысокой одиночной горой, до вершины которой оставалось 180 метров.

Светлана Щелокова: тайна гибели жены министра МВД СССР

Между тем в силу того, что на борту самолета находились представители высшего командования, и в том числе маршал Бирюзов, многие уверены в том, что авария была результатом самого настоящего террористического акта. Якобы осуществить это замысел было несложно именно с помощью горы Авала на подходе в аэропорту, установив на ней соответствующее оборудование и оружие. Однако данная теория не подкреплена никакими вескими доказательствами, кроме того, что все пассажиры и члены экипажа Ил-18 действительно погибли. Впрочем, даже сегодня вопросов в этой истории и вправду осталось больше, чем ответов. К примеру, до сих пор точно неизвестно, сколько человек летело в тот день на самолете. В источниках фигурируют как 11, так 17, 18 и 20 человек. А некоторые авторы упоминают о 33 жертвах крушения.