Гадатели по снам, умелые лекари смехом и музыкой, родоначальники массовой культуры, которых пускали в лучшие дома и даже поддерживали деньгами - скоморохи. Их развернутую характеристику дает В.Даль: "Скоморох, скоморошка, музыкант, дудочник, чудочник, волынщик, гусляр, промышляющий пляской с песнями, шутками и фокусами, актер, комедиант, потешник, медвежатник, ломака, шут".
Происхождение
Об одаренных певцах и сказителях - скоромохах - сохранилось немало свидетельств в древней письменности. В частности, о них упоминается в Повести временных лет (1068). Княжескую потеху изображают фрески Софийского собора в Киеве (1037). На одной из фресок – три пляшущих скомороха, на другой трое музыкантов – двое играют на рожках, а один – на гуслях.
Пришло скоморошество из Византии или с Запада точно до сих пор неизвестно, однако точно можно сказать, что во время своих скитаний по миру "веселые люди" заходили в Киев и другие русские города.
На Руси, как в Византии и на Западе, скоморохи составляли артели, и бродили "ватагами" для своего промысла. Позже по ряду причин скоморахам пришлось "осесть", так появились скоморошечьи деревни.
Кстати, до сих пор не выяснено происхождение самого слова "скоморох". Одни исследователи объяснял его глаголом "скомати" – производить шум. Другие считают, что слово "скоморох" происходит от византийского "скоммарх", в переводе – мастер смехотворства.
Чем занимались
Скоморохи были постоянными участниками и главными затейниками на деревенских праздниках, городских ярмарках, выступлениях в боярских хоромах.
Столица: вначале кочевые артисты, позже стали вести оседлый образ жизни (преимущественно деревни в Новогородской области).
Особенности
1. Начиная с конца XV века Православная Церковь вела серьёзную борьбу со скоморохами, победой в которой стал указ 1648 года царя Алексей Михайлович. Отныне приказано было сжигать инструменты скоморохов. "Быть тишине" — гласил указ царя.
2. Кроме скоморохов бродячих, были скоморохи оседлые ( боярские и княжеские), считается что им многим обязана народная комедия.
3. Выступления медведя и "козы", которая все время била "ложки" – были гвоздем программы в костюмированных выступлениях скоморохов.
4. О гуслях, главном инструменте скоморохов, упоминается еще в старинных русских песнях и былинах Владимирова цикла.
5. Скоморохи слвились как знатоки народной астрологии, а следовательно могли дать совет когда жать, когда хоронить, когда стричься.
Молва
Немецкий путешественник Адам Олеарий, побывавший в России в 1630-х годах, в своем знаменитом "Описании путешествия в Московию" рассказывает о скоморошьих забавах: "Срамные дела уличные скрипачи воспевают всенародно на улицах, другие же комедианты показывают их в своих кукольных представлениях за деньги простонародной молодежи и даже детям, а вожаки медведей имеют при себе таких комедиантов, которые, между прочим, тотчас же могут представить какую-нибудь шутку или шалость, как... голландцы с помощью кукол. Для этого они обвязывают вокруг тела простыню, поднимают свободную ее сторону вверх и устраивают над головой нечто вроде сцены, с которой они и ходят по улицам и показывают на ней из кукол разные представления".
Есть свидетельства, что Царь Иван Грозный во время своих пиров любил маскироваться и плясать вместе со скоморохами.
Считается, что имена с негативным компонентом деревням давали именно скоморохи. Т.е. Козлы, Дешевки, Овнище и Ловки – это их рук дело.
Возможно большинство ремесленных деревень ( в первую очередь горчарных) также наследие скоморохов, живущих по правилу "и швец, и жнец, и на дуе игрец".