30/12/23

Кто в СССР делал себе татуировку колючей проволоки

В наши дни каждый желающий в любом тату-салоне может набить на любом участке своего тела татуировку в виде колючей проволоки. Однако в недалёком советском прошлом такое «украшение» мог позволить себе лишь ограниченный контингент людей.

Гаитянское искусство

В России первыми носителями татуировок были моряки, которые в начале XX века позаимствовали эту моду своих иностранных коллег, совершавших рейсы по юго-западной части Тихого океана. В свою очередь в Европе нательные изображения с применением красящих веществ, вводимых под кожу, стали популярны в XIII веке. Считается, что на континент завез новинку Джеймс Кук, познакомившийся с этой ритуальной достопримечательностью в ходе путешествия по территории полинезийского треугольника. Для жителей Таити татуировки являлись привычным украшением, а набитые символы, указывали на половую зрелость, генеалогию, статус и ранг человека в иерархическом обществе.

Чтобы продемонстрировать европейцам, что такое нательная живопись, капитан Кук привёз с тобой двух таитян по имени Маи, чьи тела были покрыты изысканной полинезийской татуировкой. А в качестве названия этих нательных узоров, он воспользовался полинезийским словом «тату», которое, собственно, и переводится как «рисунок».

После моряков набивкой татуировок заинтересовались цирковые артисты, а затем и преступники, которые стали использовать нательную символику в качестве носителя информации и средства связи, которые невозможно потерять.

Татуировка колючая проволока

Среди множества сюжетов «наколок» особое место занимает татуировка в виде колючей проволоки, которая зародилась именно в криминальном мире. Существует сразу несколько трактовок данного тату в зависимости от того на каком месте и в каком окружении оно изображено.

В обобщённом понятии колючая проволока, нанесённая на запястье, говорила о том, что её владелец часть жизни провёл в исправительно-трудовом учреждении, знает, что такое жизнь «по понятиям» и готов вновь посетить казённый дом. На количество лет, проведённых в неволе, указывало число шипов в татуировке: один шип — один год.

Колючая проволока, изображённая на фоне креста, свидетельствовала о том, что человека осудили безосновательно и срок он отсидел несправедливо. Если колючая проволока соседствовала с парусником — это означало, что арестант, несмотря на длительность заключения, верил в светлое будущее.

Фрагмент колючей проволоки, обвивающий розу, часто встречался на теле девушек, отметивших за решёткой своё 18-летие. Колючая проволока, набитая на лбу, удостоверяла, что преступник приговорён к пожизненному заключению.

Звёзды, медали, купола

К числу наиболее распространённых советских тюремных наколок относятся изображения Ленина и Сталина, поскольку считалось, что они способны защитить их хозяина от расстрела.

Самые заметные наколки в виде перстней красовались на пальцах преступников. Количество украшений соотносились с количеством личных убеждений тюремщика, которые зависели от того какие преступления он совершал.

Воры в законе часто набивали себе погоны со звёздами капитана, лейтенанта или полковника.

На принадлежность к касте воров указывали любые кресты, которые в основном размещались на груди, поскольку демонстрировали преданность воровским традициям. Знаком вора на зоне были наколки в форме церкви и монастыря, где количество куполов означало число обвинительных приговоров.

Нередко на груди вора можно было увидеть Богоматерь с младенцем, однако это не означало, что хозяин наколки был глубоко набожным человеком, так как в криминальном мире этот образ олицетворял верность преступному клану или то, что её владелец сидит в застенках с раннего возраста.

На враждебность и агрессию по отношению к властям указывала татуировка оскал волка, тигра или леопарда, а о неповиновении советскому режиму говорили медали.

В свою очередь символом противостояния власти и сотрудникам исправительных учреждений служила татуировка череп, показывавшая, что её обладатель никого не боится.

Набитые на запястье наручники сообщали, что нарушивший закон приговорён более чем к пяти годам заключения, а маяк на правой руке отмечал стремление к свободе. На вора указывал ползший наверх по правому плечу паук, если же он менял своё направление и устремлялся вниз, это служило свидетельством того, что человек решил завязать с криминальной жизнью.

У наркозависимых арестантов шею обвивала змея, а у тех, кто даже в тюрьме совершил убийство и готов был сделать это ещё не раз, через шею был пропущен кинжал.

Красовавшийся на этом же месте галстук-бабочка со значком доллара показывал, что осуждённый попал за решётку за кражу государственного имущества, занимался «отмыванием денег» или просто был «медвежатником».

Лаконичные пять точек под глазом или на руке символизировали 4 стены камеры и заключённого в них преступника.