05/02/20

Кущевское сражение: правда ли, что казаки атаковали немецкие танки на лошадях

Лихие кавалерийские атаки канули в прошлое ещё в начале Первой мировой войны. Всадники были слишком хорошей мишенью для автоматического оружия, поэтому атака в конном строю не могла закончиться ничем кроме массовой гибели кавалеристов.  Кавалерия стала использовать лошадей лишь как средство передвижения, сражалась же спешенной.

В описаниях сражений Великой Отечественной войны встречается очень много рассказов о конных атаках Красной Армии. Хотя подавляющее большинство из них оказываются обыкновенным вымыслом.

Легендарный бой у станицы Кущёвская

По версии историков советского периода, 2 августа 1942 года 13-я кавалерийская дивизия в конном строю атаковала превосходящего по численности противника в станице Кущёвская. Немцев из станицы выбили, в сабельной рубке их было уничтожено, по некоторым данным, от нескольких сот до пяти тысяч, также были подбиты несколько танков и захвачены около трех сотен пленных.

В Кущёвской кавалеристам якобы противостояли огромные силы фашистов, в том числе загадочные дивизии «Белая роза» и «Зеленая роза», то ли танковые, то ли горные, то ли вообще бригады СС. Соединений с такими названиями ни в вермахте, ни в СС никогда не было. Заодно казаки рубились с румынскими или итальянскими войсками. Свои потери кавалеристы определили в две сотни человек.

Все разнообразные пересказы, повествующие о данных событиях, настолько невероятны, что сразу становится ясно, что все они надуманы и не годятся в качестве сюжета не только для голливудских боевиков, но даже для мультфильмов про русских богатырей.

«Легендарная Кущёвская атака»

В 2012 году вышла книга «Легендарная Кущёвская атака», написанная Александром Дрига и Людмилой Рогочей. Это первый труд на рассматриваемую нами тему, в котором авторы всерьёз поработали с архивными документами и постарались подойти к раскрытию материала максимально беспристрастно. В настоящее время большинство документов советского времени, использованных в указанной книге, находятся в открытом доступе. И согласно им, 13-я Кубанская казачья кавалерийская дивизия 17-го Кубанского казачьего кавалерийского корпуса (в составе двух полков) и отдельная танковая бригада 2 августа 1942 года получили приказ наступать на станицу Кущёвская в конном строю и выбить из нее противника.

Однако в результате атаки, которую поддержали авиация, артиллерия, приданная 17-му корпусу, и 15-я кавалерийская дивизия в пешем строю, взять Кущёвскую не удалось. Действия танковой бригады оказались неудачны, к тому же 216-я стрелковая дивизия, которая и вела основные бои за станицу, не оказала содействия.

Авторы книги, правда, подчеркивают, что танковых дивизий в Кущёвской не было, хотя отдельные танки и могли быть.

Взгляд с другой стороны

По немецким данным, танков вермахта в Кущёвской не было, равно как и дивизий или полков СС. В районе станицы действовала 73-я пехотная дивизия, юго-западнее находились части 91-го горнострелкового полка 4-й горнопехотной дивизии. Именно 91-й полк и столкнулся с советской 13-й дивизией.

По сведениям же Вильгельма Тике в книге «Марш на Кавказ. Битва за нефть 1942-1943 гг.», немецкие войска в районе станицы Кущёвской  были атакованы танками и казаками, что замедлило их продвижение, но не остановило его.

О конных атаках ни в одном немецком документе или мемуарах упоминаний нет.

Потери 91-го полка за несколько дней боёв при форсировании реки Ея составили около 40 человек убитыми, о количестве раненых информации не имеется.

Бой у станицы Кущёвская

Ещё в одной работе - «Оборона советских войск в нижнем течении Дона летом 1942 года» (сайт «Дон 1942») - приводится много документальных данных, касающихся боёв в станице Кущёвская и в целом подтверждающих то, что было сказано выше.

Собрав все известные факты и описания, можно восстановить ход событий. В наступлении на Кущёвскую основной ударной силой являлась отдельная танковая бригада, сформированная из курсантов Орловского училища и включавшая 27 танков: 14 Т-34, 4 Т-60 и 9 БТ. Ей в помощь были даны два полка (29-й и 32-й) 13-й кавалерийской дивизии - до 500 сабель в каждом (кавалерийские полки РККА по численности примерно соответствовали стрелковым батальонам). Поддержку наступающим войскам также должны были оказать два дивизиона бронепоездов, приданных 17-му корпусу.

Всё тяжелое вооружение было передано 15-й дивизии, ей приказали сопровождать наступление огнём и штурмовать в пешем строю. Восточнее на Кущёвскую поручено было идти 216-й стрелковой дивизии.

13-я дивизия, как и весь корпус, была сформирована из лиц старше 40 лет, половина из них числились как добровольцы, остальные мобилизованные. Полки дивизии наступали в конном строю около 9 км, то есть лошади сильно устали.

29-й полк понес большие потери от артиллерийского и миномётного огня и отступил, 32-й полк атаковал и принял участие в рубке. Видимо, речь идёт о схватке в кукурузных полях с подразделениями 91-го горнострелкового полка. Потери обоих полков составили убитыми до 200 человек, ранеными — около 270, без вести пропали около 50 человек. Таким образом, до половины личного состава выбыло.

Немцы действительно использовали авиацию. По советским войскам нанёс удар один пикирующий бомбардировщик или штурмовик.

Танковая бригада вместо того, чтобы прокладывать дорогу наступающим, оказалась позади кавалерии, оставив её без поддержки. Потери танкистов: 3 Т-34 и 4 БТ. 216-я стрелковая дивизия атаку не поддержала.

В ходе наступления был занят хутор Весёлый, после чего наступление продолжаться не могло из-за потерь и отсутствия подкрепления. К Кущёвской полки 13-й дивизии даже не приблизились. Станицу штурмоввали полки 15-й кавалерийской дивизии в пешем строю. Им пришлось иметь дело с частями 73-й пехотной дивизии, так что формально в бою у Кущёвской 17-й корпус действительно сражался не с одной немецкой дивизией. Другое дело что реально речь шла о нескольких небольших подразделениях.

Когда казаки после неудачной атаки начали отход, немцы устремились вслед за потрепанными и отступающими частями, чем создали угрозу окружения всего корпуса. Немецкие потери по всему фронту составили, по советским данным, не более 500-600 человек. В целом операция по всем признакам может быть смело отнесена к разряду неудачных.

Что касается самой сабельной рубки, то она, видимо, имела место, но с рядом оговорок. Кавалерия в конном строю сопровождала танки в наступлении. Это обычная практика Второй мировой, когда конные части заменяли собой мотопехоту. Но не следует путать наступление и атаку. В конном строю казаки 13-й дивизии Кущёвскую не атаковали, они до неё вообще не дошли. Столкновения происходили в ходе наступления, скорее всего, на полях кукурузы и подсолнечника, что совершенно не противоречит, как описаниям немцев, так и упоминаниям кавалеристов о сабельной рубке.

Следовательно, история с Кущёвской кавалерийской атакой основана на реальных фактах, которые впоследствии «слегка» преувеличили и приукрасили.