Исследования в области ядерной энергетики принесли миру массу новых открытий, однако не все они положительно сказались на здоровье человека и планеты в целом. Можно вспомнить создание ядерного оружия, которое было применено в 1945 году, аварии на ЧАЭС и Фукусима-1. Однако, мало кому известно, что в 1957 году на государственном химическом заводе Д.И. Менделеева прогремел ядерный взрыв мощностью в 70-100 тонн.
Химкомбинат «Маяк»
В 1948 году, в городе Озерске был создан секретный химический комбинат №817(«Маяк»). Секретность данного объекта была обусловлена геополитической ситуацией в мире. Холодная война набирала обороты, а ядерное оружие становилось ключом к победе в данном конфликте. В связи с этим, на территории СССР начали появляться секретные объекты, связанные с ядерной энергетикой. Был такой и в Челябинской области, недалеко от города Кыштым.
По словам очевидцев, техника безопасности на заводе постоянно нарушалась. Следует отметить, что с начала реализации атомного проекта и вплоть до 1990-х гг. из всех ядерных держав только Советский Союз не имел ни одного правового акта, регламентирующего вопросы обеспечения радиационной безопасности граждан, социальной защиты и реабилитации пострадавшего от радиации населения. В своей статье «Ликвидация последствий радиационных аварий на Урале по воспоминаниям их участников» В.С. Толстиков и И.А. Бочкарёва приводят свидетельства работников завода и ликвидаторов аварии 1957 года. Почти все участники строительства комбината вспоминали о том, что их не предупреждали о вредности производства: не давали с собой дозиметры, пренебрегали банальной техникой безопасности и т.п.
Особое внимание стоит обратить на свидетельство одного из военнослужащих, строящих дамбу на реке Теча. Солдат вспоминал, что техника безопасности оставляла желать лучшего, а санитарные нормы были на самом низком уровне. В особенно жаркие дни приходилось купаться и мыться в озере Карачай, в которое сливали огромное количество радиоактивных веществ.
Задача по защите окружающей среды не рассматривалась на объектах данного типа. Ходят слухи, будто на самом раннем этапе работы «Маяка» в реку Теча и озеро Карачай сбрасывались тяжёлые радиоактивные отходы, что повлекло за собой рост болезней и смертей в близлежащих деревнях и посёлках. В связи с этим было решено сбрасывать отходы только средней тяжести, но и они наносили колоссальный вред окружающей среде и населению. К тому же, река Теча является притоком Оби, которая впадает в Карское море — часть Северного Ледовитого океана. Из этого можно сделать вывод, что результаты деятельности завода распространились не только на Челябинскую область, но и на весь мир.
Авария
29 сентября 1957 года около 16:00 на химкомбинате прогремел взрыв. Взорвалось более 80 тонн радиоактивных отходов. Мощность была такой, что в атмосферу попало около 20 миллионов кюри радиоактивных веществ, а в первые 10 часов после аварии зону поражения окутали осадки из продуктов радиации.
Есть 2 версии о причинах аварии. Первая – официальная, а именно: «Нарушение системы охлаждения вследствие коррозии и выхода из строя средств контроля в одной из емкостей хранилища радиоактивных отходов, объемом 300 кубических метров, обусловило саморазогрев хранившихся там 70-80 тонн высокоактивных отходов преимущественно в форме нитратно-ацетатных соединений. Испарение воды, осушение остатка и разогрев его до температуры 330 — 350 градусов привели 29 сентября 1957 года в 16 часов по местному времени к взрыву содержимого емкости. Мощность взрыва, подобного взрыву порохового заряда, оценена в 70 - 100 тонн тринитротолуола».
Вторая версия появилась позже и основана на рассекреченных архивных данных. Многие учёные полагают, что 29 сентября на производстве была совершена ошибка. Отходы, которые находились на глубине 8 метров, вступили в реакцию с плутонием, который вызвал экстремальный выброс энергии, что впоследствии стало причиной взрыва.
Засекреченность трагедии
На следующий день, 30 сентября, в местной газете вышла заметка о небывалом северном сиянии, которое можно было наблюдать накануне. В небе многие жители разглядели красные и жёлтые цвета, которые были не свойственны этому региону. И только ликвидаторы аварии знали, что произошло на самом деле.
В первые дни чрезвычайной ситуации на завод было мобилизовано огромное количество людей. Нужно было в кратчайшие сроки ликвидировать все последствия. Работа эта была очень опасной и, как уже было сказано, многие не до конца были осведомлены о всей вредности данного мероприятия. Работа по ликвидации последствий аварии для сотрудника заканчивалась только тогда, когда в его организме накапливалась доза радиации в 25 рентген. Именно такую норму определили специалисты по безопасности. В воспоминаниях героев-ликвидаторов описываются и более страшные последствия.
О данной трагедии никому не сказали ни слова. За границей выдвигалась гипотеза о том, что в Советском Союзе во время учений произошёл ядерный взрыв, но это были только догадки. И только в июле 1989 года Верховный совет СССР подтвердил аварию на химкомбинате. События близ Кыштыма оставили серьёзный след на всей ядерной истории СССР, но, увы, подобное ещё повторится, только в более серьёзных масштабах.