Некоторые историки до сих пор называют армию Власова «миллионной». Есть авторы, которые заявляют о том, что численность РОА составляла 2 миллиона человек. Однако на самом деле миллионы «власовцев» — это всего лишь миф. В действительности их количество исчислялось тысячами.
Русская освободительная армия, состоявшая из коллаборационистов, вошла в историю также как армия Власова. Во время Великой Отечественной войны советский военачальник Андрей Власов перешел на сторону Германии и впоследствии возглавил РОА. Как утверждает автор книги «КГБ» Леонид Млечин, 1-я дивизия РОА начала формироваться еще в 1943 году. Уже тогда начал оформляться и миф о миллионной армии Власова. По словам Бориса Ковалева, автора издания «Повседневная жизнь населения России в период нацистской оккупации», 21 мая 1943 года в эфире радиостанции «Лахти» прозвучали слова о том, что численность РОА достигла 750 тысяч человек.
Как пишет тот же Ковалев, 10 июля 1943 года было объявлено о том, что «на территории освобожденной от большевиков России создана миллионная Русская освободительная армия». Ковалев с сожалением отмечает, что эта цифра до сих пор приводится в трудах недобросовестных историков. Действительно, если верить Константину Бобриневу и Евгению Артамонову, авторам издания «Фальсификации истории Великой Отечественной войны», о миллионной армии Власова писали такие авторы как: Ю.С. Цурганов, К.М. Александров, В.С. Батшев. А Оскар Райле в своей книге «Секретные операции абвера» и вовсе пишет: «Неоднократно описанная в послевоенные годы армия Власова имела численность около 2 миллионов человек».
Что касается современных историков, то в книге А. Войлочникова «Репортаж из-под колеса истории» приведены такое мнение: «Наши данные о составе и численности Власовской армии в десятки раз отличаются от тех, которые у союзников. Да это и понятно. Нам хотелось бы преуменьшить количество и состав РОА, а союзникам – преувеличить». А вот миф о миллионной армии Власова, появившийся во время войны, Борис Ковалев называет идеологической атакой фашистов и их союзников. Эта атака, несмотря на определенные ошибки советской пропаганды, все-таки цели не достигла. По крайней мере, в упомянутом 1943 году инициатива была в руках у советской стороны.
К тому же в разведывательных донесениях о деятельности Андрея Власова и РОА цифра в 1 миллион не фигурировала. Так, если верить Александру Колпакиди и Александру Северу, авторам издания «Литерные дела Лубянки», в июне 1943 года военная разведка на основе агентурных сведений составила документ, адресованный в Главное политуправление Красной Армии, в котором говорилось о том, что в тот момент, когда состоялась конференция по поводу создания Русской освободительной армии, было подано 100 тысяч заявлений. Добровольцам, по данным информатора, обещали «хорошее питание, одежду и т.д.».
Поначалу, как пишет в своей книге «Идет война народная, священная война» Игорь Родинков, батальоны Русской освободительной армии (по приказу Гитлера из русских формировали части не больше батальона) использовались в основном как вспомогательные войска, но впоследствии их стали привлекать к боевым действиям на фронте. Лишь в самом конце войны Андрей Власов добился формирования полноценных дивизий в составе РОА. И только в 1945 году, как утверждает Кирилл Александров, автор издания «Армия генерал-лейтенанта А.А. Власова, 1944-1945», Гитлер официально назначил Власова Главнокомандующим русскими вооруженными силами. В тот момент, по словам Родинкова, численность РОА не превышала 150 тысяч человек.
О 150 тысячах «власовцев» упоминает в издании «История СССР. Хроника великой страны. 1917-1991» и А. В. Сульдин. А вот Константин Бобринев и Евгений Артамонов настаивают на другой цифре, утверждая, что весной 1945 года армия коллаборациониста Власова по приблизительным подсчетам состояла из 120 тысяч человек. Лим Ворд в своей книге «Все по порядку. Выиграть войну» также сообщает о том, что своей наибольшей численности РОА достигла в 1945 году, когда в армии служило 120 тысяч человек. Некоторые авторы более осторожны в своих высказываниях. Например, Герман Марков в издании «Украина» пишет о 120-130 тысячах человек.