06/09/19

Леонид Брежнев: какие странности сопровождали смерть генсека

Согласно официальной версии, смерть Леонида Ильича Брежнева наступила вследствие внезапной остановки сердца. Несмотря на неважное состояние здоровья генсека, его неожиданная кончина вызвала немало кривотолков. И недаром:  некоторые обстоятельства ухода Брежнева из жизни до сих пор кажутся, по меньшей мере, странными.

Самочувствие генсека

Множество вопросов вызывают показания очевидцев, описавших последние часы жизни Леонида Брежнева. Если верить автору издания «Кто поставил Горбачева?», Александру Островскому, несмотря на проблемы со здоровьем, в октябре-ноябре 1982 года Брежнев вел довольно активный образ жизни. Как выразился Островский, у генсека будто открылось второе дыхание: он участвовал в переговорах, вручал награды, совершал поездки по стране, охотился, а во время демонстрации, посвященной годовщине Октябрьской революции, не один час простоял на балконе Мавзолея. По словам Островского, в эти дни Брежнев чувствовал себя отлично: даже давление у него было, как у космонавта, 120 на 80.

Программа «Время»

В связи с хорошим самочувствием 9 ноября 1982 года Леонид Ильич посвятил работе гораздо больше времени, чем обычно: он занимался документами с полудня. Как пишет Рой Медведев в своей книге «Политические портреты», генсек отправился на дачу в Заречье только около половины восьмого вечера. И этот факт не подлежит сомнению. Однако далее начинаются неясности. Например, согласно документальному фильму Алексея Пиманова, «Кремль-9», в тот вечер, уже будучи на даче, Брежнев отправился спать, посмотрев, как обычно, выпуск новостей. А вот охранник Леонида Ильича Владимир Медведев утверждал, что его «подопечный» от просмотра любимой программы «Время» отказался. Не упоминала теленовостей в своих рассказах и супруга Брежнева, Виктория Петровна.

Ужин

Кроме разногласий свидетелей, касательно новостей, некоторым историкам кажется странным и предшествовавший смерти генсека ужин. Так, Сергей Кремлев, автор книги «Зачем убили Сталина? Преступление века», даже сравнивает кончину Брежнева с уходом Сталина из жизни: в обоих случаях летальный исход наступил после принятия пищи. Кроме того, как утверждает Кремлев (и об этом факте вспомнил также и охранник генсека Владимир Медведев), после ужина Леонид Ильич пожаловался на боли в горле, но от вызова врача отказался. Впрочем, известный кремлевский врач Евгений Чазов в своих мемуарах «Хоровод смертей» пишет о том, что подобные симптомы у Брежнева проявлялись и прежде. «Он (Брежнев) жаловался на то, что при ходьбе у него появляются боли в левой руке и где-то в горле» — вспоминал Чазов.

Таблетки от Андропова

Тот же Евгений Чазов заявляет, что результаты ЭКГ вкупе с клинической картиной не оставляли сомнений в диагнозе – атеросклероз сосудов сердца и коронарная недостаточность. Но, кроме перечисленных недугов, Брежнев, как известно, страдал еще и бессонницей, вследствие чего пристрастился к определенным препаратам. Якобы в связи с этим специально для Леонида Ильича, как утверждает автор книги «Кто готовил развал СССР» Александр Шевякин, начали изготавливать таблетки-пустышки. Однако незадолго до кончины Брежнев сделал в своем дневнике запись о том, что получил «желтенькие» таблетки из рук Юрия Андропова, который после смерти Леонида Ильича и занял его место.

Ни одного медика

Перечисленные выше факты и диагнозы никак не вяжутся с тем, что в момент смерти Брежнева на подмосковной даче не оказалось ни одного врача. Сотрудник аппарата КПСС Виктор Прибытков удивлялся, мол, обычно за кортежем генсека всегда следовал «реанимационный» автомобиль, а «в ту злополучную ночь никого из медиков рядом с ним не оказалось». Да и Владимир Медведев, написавший книгу «Грехи Брежнева и Горбачева. Воспоминания личного охранника», сетовал на то, что весь мир знал о состоянии здоровья Брежнева, но на даче так и не был построен медпункт. Даже дежурная сестра к генсеку прикреплена не была. «Это не халатность, это – преступление» — утверждал Медведев.

Время смерти

Неудивительно, что спасти Брежнева не смогли. Даже Евгений Чазов, если верить Евгению Додолеву, автору издания «Дело Галины Брежневой», примчался на дачу раньше, чем карета «скорой помощи». Согласно официальному заключению, смерть Леонида Ильича наступила в 8 часов 30 минут. Однако некоторые исследователи считают это время неверным, а, может быть, и намеренно искаженным. Дело в том, что, по словам Виктории Петровны, страдавшей сахарным диабетом, медсестра делала ей укол инсулина около 8 часов утра. В это время Брежнев был еще жив, так как перевернулся на кровати на глазах у жены. Когда Брежнева завтракала, охранники, отправившиеся будить генсека, поняли, что с ним что-то случилось. Начались длительные реанимационные мероприятия. Поэтому, как пишет в своей книге «Колокола тревог» Анатолий Терещенко, смерть генсека не могла быть констатирована раньше 10.30.