Автор знаменитой серии рассказов о советском сыщике майоре Пронине — Лев Сергеевич Овалов прожил долгую и насыщенную событиями жизнь. Его биография – это череда счастливых случаев, причудливых зигзагов судьбы, недоразумений, предательств, оптимизма и стойкости духа.
Рождённый в дороге
Будущий отец «лучшего вымышленного чекиста страны» родился 29 августа 1905 года в пути, когда его семья следовала из Украины в Москву. И хотя многие источники в качестве его места появления на свет указывают столицу, сам классик военно-приключенческого жанра поправлял их, заявляя, что по паспорту является уроженцем села Успенское Малоархангельского уезда (ныне Покровский район) Орловской губернии.
Настоящей фамилией ставшего видным пролетарским писателем Льва Овалова была Шаповалов. Она досталась ему от отца дворянина, погибшего на фронтах Первой мировой войны.
Имея в родственниках именитых прадедов-аристократов – правоведа-криминалиста, ректора Московского государственного университета Сергея Ивановича Баршева и прославленного невропатолога Алексея Яковлевича Кожевникова, Лев Сергеевич всем сердцем принял социалистическую революцию и, отказавшись от дворянского происхождения, стал рьяным коммунистом, успев поучаствовать в Гражданской войне на стороне красноармейцев.
Когда ему было 14 лет, ему доверили создание первой на Орловщине комсомольской ячейки, действовавшей в селе Успенское. В 15 лет грамотного и смышленого юношу приняли в партию, в 16 лет избрали секретарём Малоархангельского уездного комитета РКСМ, а спустя еще два года отправили на учёбу в Москву.
Отдав в 1923 году предпочтение медицинскому факультету МГУ, Лев Овалов, приобрёл профессию, которая впоследствии помогла ему выбраться живым из передряги, в которую он попал из-за своего литературного творчества.
Проба пера
Студенческие годы Льва Овалова были насыщены не только лекциями и общественной работой, но и посещением литературного кружка «Антенна», заведующая которого благоволила молодому дарованию.
В 20 лет он стал сотрудником горкома партии, от которого был направлен в редколлегию газеты «Рабочая Москва», где и началась его журналистско-писательская деятельность. Сменив несколько изданий и обзаведясь, как и многие литераторы, псевдонимом, Лев Сергеевич в 23 года стал редактором всесоюзного журнала «Селькор», на разворотах которого и была опубликована его первая повесть «Болтовня», завоевавшая любовь читателей и одобрительные отзывы критиков. Вслед за ней в свет вышли книга для детей «Пятеро на одних коньках» и роман «Ловцы сомнений».
Когда в 1929 году Овалов был назначен редактором сразу двух изданий «Молодая гвардия» и «Вокруг света», он решил привнести новизну во второй журнал и привлечь дополнительный круг читателей. Авторам, печатавшимся в нём, было предложено написать нечто неординарное в малопопулярном в СССР приключенческо-детективном жанре. Но желающих рисковать не оказалось, и тогда Овалов решил принять удар на себя и опубликовал в нём собственный рассказ «Синие мечи», в котором впервые засветился талантливый литературный сыщик Иван Николаевич Пронин.
Майор Пронин
Основанное на реальных событиях произведение вызвало небывалый интерес у публики, а увольнение Овалова с должности редактора «Молодой гвардии» одарило его свободным временем, которое было потрачено на написание еще пяти историй о бравом майоре Пронине.
Однако рассказы «Зимние каникулы», «Сказка о трусливом чёрте», «Куры Дуси Царёвой», «Agave mexicana» и «Стакан воды», в которых Пронин раскрывал коварные замыслы шпионов, из-за трусости редакторов журналов никак не могли добраться до читателей.
Не имея желания навлекать на себя гнев цензоров из НКВД, руководители изданий отказывали Овалову в публикации работ на скользкую тему. Но на помощь Льву Сергеевичу пришел восхищённый его детективами Всеволод Вишневский — редактор журнала «Знамя».
Воспользовавшись своими связями, он передал рукописи Овалова наркому Вячеславу Молотову, который после ознакомления с ними дал добро на публикацию.
В апреле 1941 года в «Знамени» была напечатана вся серия о контрразведчике Пронине, который в одночасье превратился в кумира советской молодёжи. Спустя месяц автор, развивая успех, отдал в «Огонёк» повесть о новых приключениях Пронина — «Голубой ангел», но вместо ожидаемого фурора, 27 июня 1941 года Овалова арестовали и отправили в ГУЛАГ.
Исправительно-трудовой лагерь
Кто знает, как бы сложилась жизнь Льва Сергеевича, если бы через несколько дней «следствия», его по обвинению в антисоветской «пропаганде и агитации» по печально известной 58-й статье не осудили на 8 лет исправительно-трудовых лагерей. Припомнив ему якобы «троцкистский роман» — «Ловцы сомнений», и заподозрив в рассказах о Пронине «выдачу тайн советской разведки», НКВДшники спасли Овалова от попадания на фронт Великой Отечественной войны.
Вместо этого его этапировали в Свердловскую область, где ему пригодилось полученное в университете медицинское образование. Заняв должность врача санчасти, Лев Сергеевич так и не узнал, что такое адская работа на лесоповале, откуда ежедневно привозили людей с покалеченными конечностями.
В одном из интервью на вопрос: «За что его арестовали?» Овалов однозначно ответил, что истинная причина задержания не имела никакого отношения к его литературной деятельности. Основанием для взятия под стражу послужил донос его собственной жены Антонины, которая отрапортовала агентам НКВД о том, что он якобы «ведёт антисоветские разговоры».
О том, что это действительно было делом её рук, позже стало известно из личного дела Льва Сергеевича, привезённого из КГБ. Записи в досье поверил и Скальд — его сын от первого брака, оставшийся после ареста отца с матерью, которую Овалов охарактеризовал как «обыкновенную потаскуху».
Зигзаг удачи
Пока писатель отбывал наказание, супруга оформила развод и пустилась в свободное плавание. В свою очередь Овалов тоже не испытывал недостатка в женском внимании. Сначала у него завязался мимолётный роман с заключённой из соседней колонии Анной Котцер, которая в 1947 году родила ему дочь, а через год он встретил любовь всей своей жизни медсестру Валентину, приехавшую в лагерь на работу в качестве фельдшера.
Несмотря на разделявшую их 20-летнюю разницу в возрасте им удалось создать крепкую семью, в которой родилось четверо детей.
В 1949 году Овалов вышел на свободу, в 1953 году узаконил отношения с возлюбленной, а в 1956 году добился своей полной реабилитации.
Спустя год Лев Сергеевич с семьёй вернулся в Москву и продолжил литературную деятельность.
В последующем были переизданы «Рассказы майора Пронина», написан имевший громкий читательский успех роман «Медная пуговица», где действовал всё тот же Иван Пронин, выпущен роман «Секретное оружие» и другие произведения автора.
Последняя работа Льва Овалова «Тайны чёрной магии» была опубликована уже после его смерти, датируемой 30 апреля 1997 года.
Согласно завещанию, его тело кремировали, а прах, смешанный с пеплом матери, развеяли над водами канала имени Москвы, протекающими напротив его дачи.