16/03/21

Лейтенант Афанасьев: кто на самом деле руководил обороной Дома Павлова

Четырехэтажный жилой дом Облпотребсоюза на площади 9-го Января в Сталинграде был примечателен лишь тем, что относился к числу престижных и предназначался для специалистов промышленных предприятий и партийных работников. Однако события Сталинградской битвы обессмертили его благодаря героической 58-дневной обороне, которую держали в его стенах красноармейцы 13-й гвардейской дивизии. Легендарное здание теперь именуется Домом Солдатской Славы, или Домом Павлова – по имени Героя Советского Союза, сержанта Якова Павлова, руководившего, по официальной версии, обороной здания. Однако многие исследователи и очевидцы тех событий называют другое имя – лейтенанта Ивана Филипповича Афанасьева.

Спорные факты

В ходе Сталинградской битвы, в конце сентября 1942 года в районе площади 9-го Января (ныне площадь Ленина) вел сражение 42-й гвардейский стрелковый полк полковника Елина. Стратегически важными для обороны красноармейцев оказались два жилых дома-близнеца, соединенные железнодорожной веткой. Особую важность эти здания представляли потому, что из их окон открывалась широкая панорама территории, через которую неприятель мог прорваться к Волге. Провести операцию было поручено капитану Жукову, который отправил на штурм каждого из домов по группе бойцов – одной руководил лейтенант Заболотный, другую возглавил сержант Павлов. Дом Заболотного не выдержал вражеской атаки и рухнул, похоронив под руинами своих защитников. А вот Дом Павлова устоял, и его самоотверженная оборона стала одной из самых важных страниц в истории Великой Отечественной войны.

Тем не менее в истории этого героического сражения по-прежнему остаются белые пятна. Например, до сих про ведутся споры о том, находились ли в доме немецкие военные во время его захвата разведывательно-штурмовой группой 13-й гвардейской дивизии, как это утверждали официальные советские источники. Спорят также, действительно ли все 58 дней сражения в подвале дома находились мирные жители. Известно, что выдерживать вражеские атаки столь длительное время красноармейцам помогала тайная подземная траншея, через которую в дом поставлялся провиант и боеприпасы, и, по одной из версий, она могла служить для эвакуации жителей, хотя большинство исследователей это отрицают. Также до сих пор точно не установлено число участников обороны – согласно разным источникам, цифра колеблется от 24 до 31. Но главным предметом спора остается вопрос, кто же на самом деле был реальным руководителем обороны – сержант Павлов или старший лейтенант Иван Афанасьев, под командованием которого через несколько дней в оборонявшийся дом прибыло подкрепление, доставившее огнеметное, минометное и противотанковое оружие.

Позабытый герой

Благодаря мужеству и военному мастерству бойцов 13-й гвардейской дивизии из мирных жителей дома, находившихся в подвале, никто не пострадал, да и среди самих красноармейцев погибло только трое. По воспоминаниям офицера вермахта Вильгельма Адама, ссылавшегося на слова своего сослуживца полковника Роске, немецкие штурмовые отряды захватывали нижний этаж здания, но не смогли завладеть им целиком. Гитлеровцы совершали атаки на дом по нескольку раз на дню, пытаясь взять «крепость» штурмом, но каждый раз красноармейцы отбрасывали немецкие танки и пехоту от стен дома, поливая противника шквальным огнем.

Впоследствии писатель и историк Ю.М. Беледин доказывал в своей в книге «Осколок в сердце», что руководство обороной дома взял на себя именно Иван Афанасьев. Однако слава за этот подвиг, равно как и звание Героя Советского Союза, достались одному Якову Федотовичу Павлову. Лейтенант Афанасьев же в ходе оборонительных боев был тяжело контужен и отправлен в госпиталь, и о его роли в сражениях за Дом Павлова позабыли. После Сталинградской битвы Иван Филиппович вернулся на фронт и героически участвовал в сражениях, был ранен и повторно контужен, в результате чего на всю жизнь лишился зрения, правда, частично восстановившегося после операции. За самоотверженность и мужество Ивана Афанасьева представили к высоким боевым наградам, но о его главном подвиге еще долго никто не вспоминал.

Безуспешные старания

О главенствующей роли Ивана Афанасьева в обороне знаменитого дома, благодаря свидетельствам его соратников по оружию, потихоньку начали говорить уже в послевоенное время. Участники памятной обороны совместно с Н.М. Шевцовой, директором Государственного музея обороны Царицына – Сталинграда имени И. В. Сталина, даже направляли в Москву ходатайства о присвоении Ивану Афанасьеву звания Героя Советского Союза, но их старания так и остались безрезультатными. По мнению волгоградского исследователя Юрия Беседина, «слепота» советского руководства была следствием политической конъюнктуры, поскольку сержант Павлов, в отличие от старшего лейтенанта Афанасьева, был членом партии и не имел офицерского звания.

Так или иначе, вопрос о том, кто был реальным руководителем обороны Дома Павлова, все еще до конца не выяснен. Сам Иван Филиппович никогда свою первостепенную роль в том сражении не подчеркивал – возможно, из скромности. Он скончался в 1975 году, не достигнув 60-летнего возраста, но, несмотря на серьезные проблемы со зрением, оставил после себя книгу воспоминаний «Дом солдатской славы». Следуя воле покойного, в 2013 году его останки были перезахоронены на Мамаевом кургане, где он теперь покоится вместе с другими защитниками легендарного сталинградского дома, фасад которого с 1985 года украшает мемориальная стена-памятник, надпись на которой гласит: «В доме этом слились воедино подвиг ратный и трудовой».