Лидия Литвяк, которую прозвали «Белой лилией Сталинграда», считается самой результативной женщиной-авиатором Второй мировой войны. В 1943 году самолёт Литвяк пропал за линией фронта, и её судьба многие десятилетия оставалась загадкой.
Рождённая в День Авиации
В семье Лидии (Лили) Владимировны Литвяк шутили, что ей на роду было написано стать лётчицей. Девочка родилась 18 августа 1921 года, а с 1933 года этот день стал всесоюзным праздником – Днём Воздушного Флота СССР. В Москве семья Литвяк жила буквально в десяти минутах ходьбы от районного аэроклуба. Возможно, это и подогрело интерес юной Лили к авиации. Она стала посещать аэроклуб в 14 лет, а уже через год, вопреки правилам, школьнице позволили совершить первый полёт. Закончив Харьковскую авиационную школу пилотов, Литвяк стала лётчиком-инструктором в Калининском аэроклубе.
На войне
После 22 июня 1941 года девушка неоднократно пыталась записаться в армию, но удалось ей это только осенью. Лиля Литвяк попала в 586-й истребительный авиаполк, сформированный по инициативе легендарной Марины Расковой.
Летом 1942 года Лиля впервые совершила боевой вылет в небе над Саратовом. С самого начала она проявила себя как результативный пилот-истребитель, ничуть не уступающий мужчинам.
Особенно отличилась Литвяк во время Сталинградской битвы. Хрупкая девушка, один за другим сбивавшая «стервятников Геринга» на «Як-1», завоевала огромную популярность в 8-й воздушной армии. По состоянию на февраль 1943 года за ней числилось 8 сбитых немецких самолётов. Лиля Литвяк стала одним из немногих советских «вольных охотников» в воздухе. Её успехи удивляли даже противника. Например, унтер-офицер Эрвин Мейер, чей «Мессершмитт» подбила «белая лилия», даже поначалу не поверил, что это могла сделать девушка. Однако он переменил мнение, когда Литвяк руками показала ему ход битвы.
Внешность лётчицы действительно была далека от стереотипного образа «аса». Современники описывали её как стройную зеленоглазую красавицу с «музыкальным» смехом. Она осветляла волосы, чтобы быть похожей на актрису Валентину Серову.
Несомненно, Лиля Литвяк привлекала многих мужчин, но её избранником стал однополчанин, лётчик Алексей Соломатин. В марте (по другим данным, в апреле) 1943 года она прямо между боями вышла за него замуж. Вскоре Соломатин получил звезду Героя Советского Союза. Сама Литвяк тогда же удостоилась всенародной славы. На обложку популярного журнала «Огонёк» поместили её фотографию с подругой – лётчицей Екатериной Будановой. Однако человеческое счастье Лили Литвяк оказалось недолгим – 21 мая Соломатин погиб в бою на глазах жены. Самой 21-летней лётчице оставалось жить считанные месяцы.
Последний вылет
Ещё в начале 1943 года наступление Красной Армии на Донбасс упёрлось в так называемый Миус-фронт – мощный оборонительный рубеж немцев. 17 июля 1943 года началась Миусская наступательная операция, в которой активно действовала авиация. Когда 19 июля погибла Катя Буданова, очередная потеря не подкосила младшего лейтенанта Литвяк, а лишь ожесточила её. Девушка стала ещё упорней сражаться в воздухе.
1 августа Лиля Литвяк совершала свой четвёртый за день боевой вылет. В составе группы из нескольких «Яков» она вступила в неравный бой с 30-ю «Юнкерсами» и 12-ю «Мессершмиттами». Лётчица подбила два вражеских самолёта, и «стая» немцев внезапно устремилась на запад. Русские не стали преследовать их, а, прижавшись к верхнему краю облаков, полетели к аэродрому. Лиля Литвяк была ведущим третьей пары, её ведомым был сержант Табунов. Внезапно из облачной пелены вылетел Me-109 и дал несколько очередей. Дальнейшее известно со слов Табунова. Самолёт Лили Литвяк начал падать вниз, однако на подлёте к земле она, возможно, попыталась перевести его в горизонтальное положение. По другим версиям, в облачной пелене «Як-1» преследовали от четырёх до восьми «Мессершмиттов».
Историки называют имена двух немцев, жертвой которых, предположительно, могла стать Литвяк. Это обладатель Рыцарского креста Ханс-Йорг Меркле, имевший 99 побед, либо погибший 1 августа Ганс Шлиф (30 побед).
По результативности Лиле Литвяк не было равных среди женщин, пилотировавших истребитель. На момент смерти лётчица совершила 186 боевых вылетов, провела 80 боёв и лично сбила 12 самолетов противника. По числу воздушных побед сравниться с ней могла только Буданова.
Поиски «белой лилии»
Гибель лётчицы породила массу домыслов. В войсках ходили слухи, что Литвяк была взята в плен – якобы местные жители видели, как блондинка в форме пилота села в автомобиль к немецким офицерам. Сразу после занятия района Мариновки предпринимались попытки найти место падения «Як-1». А в 1946 году выяснилось, что самолёт, предположительно, принадлежавший Литвяк, селяне сдали на металлолом. Но место захоронения лётчицы оставалось неизвестным. Долгие годы она официально числилась пропавшей без вести при выполнении боевого задания.
В 1969 году останки женщины-пилота с пулевым отверстием во лбу нашли трое мальчишек близ хутора Кожевня. Тогда местные жители захоронили «неизвестного лётчика» в братской могиле в селе Дмитровка (в ряде источников Дмитриевка). И лишь десятилетие спустя члены Отряда разведчиков военной славы из города Красный Луч установили имя погибшей. Опрос свидетелей показал, что самолёт с белой лилией на фюзеляже хуторяне нашли 4 августа 1943 года. Также удалось опознать погибшую по причёске – двум белым косичкам.
В 1988 году Лилия Литвяк была официально признана погибшей. Ещё два года спустя она посмертно удостоилась звания Героя Советского Союза.