12/06/23

«Ликвидация стройбата»: почему маршал Жуков хотел расформировать целый род войск

Согласно докладной записке министра обороны СССР Георгия Жукова и начальника Генштаба Василия Соколовского, направленной в ЦК КПСС, ко второй половине 50-х годов в военно-строительных подразделениях Минобороны служило свыше 700 тысяч военнослужащих – больше, чем солдат и офицеров в Вооруженных силах Великобритании.

Повоевали – восстановили

Геннадий Плоткин и Александр Рубан в журнале «Сержант» пишут об истории  подразделений военных строителей. Современное название они обрели в 1964 году по специальному постановлению Совмина СССР, до этого существовал статус «рабочие военно-строительных отрядов».

Прототипы советских стройбатов действовали еще до образования СССР, в самом начале 20-х годов. Это были не только батальоны и полки, но и целые трудовые армии, которые в перерывах между боями с белогвардейцами «восстанавливали народное хозяйство страны».

В том виде, в котором они просуществовали до 90-х годов, стройбаты сформировались в 1943 году при создании Главного управления оборонного строительства Красной Армии. Уже во время Великой Отечественной войны стало ясно, что целесообразнее данные подразделения перевести на хозрасчет. Этот принцип сохранялся вплоть до расформирования военно-строительных частей Минобороны РФ в 2006 году.

«… Звери, которым даже оружия не выдают»

Стройбаты были уникальным в своем роде подразделением Минобороны СССР, где военнослужащие-срочники одновременно и служили, и работали. Стройбатовцу на личный счет начислялась зарплата, и за 2 года могла набежать значительная сумма. Некоторые уезжали на дембель в автомобилях, и такие случаи не были редкостью.

Кроме того, служба в стройбате отличалась тем, что с оружием срочники дела практически не имели. Автомат к ним в руки попадал единственный раз на принятии воинской присяги. Главной задачей военнослужащего стройбата было вкалывать на строительных объектах – как военного, так и гражданского назначения. Про стройбатовцев в этом смысле сложены анекдоты как про род войск, где служат «… вообще звери, которым даже оружия не выдают…» и, где «… лопата заменяет автомат…».

Дедовщина и землячества

В военно-строительных отрядах (ВСО) в массовом порядке процветали дедовщина, землячество – в стройбат часто призывали молодежь из Северного Кавказа, республик Средней Азии, и нередко эти военнослужащие вообще не знали русского языка, но стремились утвердить свои порядки, группируясь по национальному признаку. Кроме того, в определенный период в стройбат начали призывать ранее судимых или тех, кого поставили перед фактом – либо армия, либо тюрьма. Полукриминальная самоорганизация подобных подразделений вынудила еще в середине 50-х годов принять указ Президиума Верховного Совета СССР, который гласил: рабочие (тогда еще так) ВСО несут уголовную ответственность за преступления наравне с военнослужащими Минобороны и их будет судить военный трибунал.

Преступлений, совершенных стройбатовцами, было очень много – военнослужащие ВСО, работающие на объектах вне воинских частей, имели больше возможностей уйти в самовольную отлучку, продать украденные стройматериалы и приобрести спиртное и т.п. К примеру, в 1958 году тогдашний министр обороны Родион Малиновский в своем приказе писал, что один рабочий ВСО при разбойном нападении зарубил топором гражданского водителя грузовика. Осужденного по приговору военного трибунала расстреляли.

Жуков хотел их убрать

Георгий Жуков, в бытность министром обороны, в своей докладной записке в ЦК КПСС в 1956 году сообщал, что наличие ВСО – ни больше ни меньше – противоречит Конституции СССР, потому что военнослужащий должен служить с оружием в руках, а не вкалывать на стройках. В этом документе указывалось на низкую производительность труда стройбатовцев, плохое материальное и техническое обеспечение ВСО и никуда не годную дисциплину в этих частях – повальные самовольные отлучки, массовые пьянки и дебоши, которые зачастую приходилось прекращать с применением милиции.

Жуков и начальник Генштаба Соколовский ходатайствовали о ликвидации ВСО. Но в итоге «расформировали» (освободили от занимаемых должностей) их самих – Жукова сместили с поста министра обороны уже на следующий год после написания докладной записки, Соколовского – в апреле 1960-го. Стройбаты же пережили различные военные реформы в СССР и Российской Федерации, в результате которых военно-строительные части прекратили свое существование лишь в первой половине нулевых.