04/07/22

«Лучи смерти»: как стрелял советский боевой лазер

Разработки боевых лазеров в Советском Союзе велись с 1960-х годов. За два десятилетия были достигнуты ощутимые результаты, которые могли вывести нашу страну в безоговорочные лидеры по этому виду вооружений. Однако СССР прекратил существовать.

«Ослепить» противника

Началом лазерной программы в СССР можно считать 1966 год. Именно тогда группа советских учёных подала руководству страны записку, в которой сообщалось о возможности использования оптического квантового генератора (лазера) в качестве средства противоракетной обороны.

В этом же году правительство СССР инициировало начало разработок боевого лазера под кодовым названием «Терра-3». Перед учёными была поставлена задача создать лазер, снабжённый системами обнаружения и наведения мощностью в 1 мегаджоуль. За разрабатываемой установкой было закреплено наименование НЭК (натурный экспериментальный комплекс).

Годы напряжённой работы с привлечением лучших умов советской оборонки принесли свои плоды к началу 70-х. В 1972 году было завершено строительство НЭК, а в ноябре следующего года на казахстанском полигоне Сары-Шаган прошли первые испытания установки: с небольшого расстояния лазер успешно поразил стационарную мишень.

Положительные результаты позволили уверенно двигаться дальше, и в конце 1970-х годов на только что созданном предприятии НПО «Астрофизика» началась разработка самоходного лазерного комплекса «Стилет», который намеревались использовать для выведения из строя оптико-электронной аппаратуры противника.

Концепция «Стилета» предполагала, что установка сможет обнаружить неприятельскую бронетехнику, вычислить её координаты и поразить объект направленным пучком лазера. При максимальной мощности лазерный луч покрывал расстояние до 7 километров, что превышало дальнобойность любого танка. Было построено два опытных образца комплекса «Стилет». После распада СССР один достался России, другой Украине.

Если «Стилет» предназначался для борьбы с наземными целями, то установка «Сангвин», разрабатываемая тем же НПО «Астрофизика», призвана была отражать угрозу с воздуха. Внешне «Сангвин» напоминал зенитную установку «Шилка», однако вместо пушек на корпусе размещался лазерный блок. На испытаниях в 1983 году комплекс продемонстрировал способность не только обнаруживать, но и обезвреживать воздушную цель. На дистанции свыше 10 км «Сангвин» успешно «ослеплял» оптику воздушного объекта, на меньшем расстоянии разрушал её чувствительные элементы.

Недостатком «Сангвина» и «Стилета» было наличие лишь одного лазерного излучателя. Задачу увеличения эффективности подобных машин решили уже на закате СССР, установив на комплекс под кодовым названием «Сжатие» пакет из 12 лазеров и снабдив его двумя прицелами – дневным и ночным. Однако слишком большие затраты и проблемы в экономической сфере не позволили довести эту программу до логического завершения.

«Луч смерти»

Параллельно с разработкой «ослепляющих» лазеров советские инженеры конструировали лазерные комплексы, способные разрушать военную технику противника на земле, в небе и в космосе. Одна из сложностей заключалась в создании максимально автономных и энергоёмких систем. В целях отработки автономности силовой комплекс решили установить на надводном судне – танкере вспомогательного флота «Диксон».

Участвовавшие в разработке специалисты в шутку называли новый проект «золотой рыбкой» – переоборудование «Диксона» вылилось советской казне в сотни миллионов долларов. Масштабы работ были поистине титаническими. Например, чтобы установить на корабле 400 баллонов для сжатого воздуха, пришлось полностью демонтировать металлическую обшивку судна. Больших хлопот стоило усиление корабельных дизелей тремя реактивными двигателями от самолёта Ту-154.

Накануне испытания «Диксон» переместили на удалённый пирс под Севастополем, обнеся его по периметру 4-метровым забором. Сверху натянули проволоку, по которой пустили высоковольтный ток, а со всех участвовавших в проекте специалистов взяли подписку о неразглашении.

Летом 1980 года «Диксон» произвёл свой первый лазерный выстрел. Установленная на берегу мишень была поражена, однако серьёзных повреждений обнаружено не было. Виной всему испарения с поверхности моря, которые «съели» львиную долю мощности светового луча – его КПД не превысил и 5%. Была и другая проблема: чтобы произвести один выстрел, требовалось не менее 24 часов подготовительных работ.

В 1984 году в СССР был испытан ещё один подобный лазерный комплекс проекта «Форос», установленный на десантный корабль. Впервые в истории советского ВМФ в Феодосийском заливе лучом лазера удалось обнаружить и уничтожить низколетящую ракету.

В марте 1983 года Рональд Рейган объявил о создании программы стратегической оборонной инициативы (СОИ), целью которой было завоевание США военного господства на околоземной орбите. Советское руководство в ответ приступило к разработке боевой лазерной станции, способной поражать низкоорбитальные космические объекты.

За считанные годы в КБ «Салют» был создан космический аппарат «Скиф» 37 метров длиной, диаметром 4 метра и массой 80 тонн с лазерной станцией на борту. Его запуск состоялся 15 мая 1987 года. На высоте 110 километров «Скиф» успешно отделился от ракетоносителя, однако на заданную орбиту так и не вышел, упав вскоре в воды Тихого океана. Тем не менее, как отмечалось в отчёте, около 80% из намеченных опытов аппарат выполнить всё же успел.

Впрочем, ещё в марте 1985 года между Горбачёвым и Рейганом состоялись переговоры, результатом которых стало сворачивание гонки вооружений. Советский Союз и США, согласно договорённостям, прекратили работы сразу по нескольким космическим программам, в том числе и по применению боевого лазера.

Возможно, толчком к подобным ограничениям стал инцидент, произошедший в октябре 1984 года в небе над Казахстаном. Тогда, как сообщают некоторые источники, воздействию советской лазерной установки подвергся американский космический челнок «Челленджер», что привело к сбою в работе бортового оборудования.

По мнению экспертов, в то время ни у СССР, ни у США не было достаточных ресурсов для создания эффективного лазерного оружия. Опытные образцы обладали скорее устрашающим, нежели реальным разрушительным потенциалом. Тем не менее, как заверяют военные аналитики, доведённые до ума советские лазерные технологии в обозримом будущем смогут совершить настоящий прорыв в области оборонительного вооружения.