02/05/19

«Маккавеевская гауптвахта»: что творил атаман Семенов

Цифры жертв этого карательного учреждения атамана Семенова, действовавшего в 1918 – 1920 годах, как белых, так и красных, у современных историков разнятся существенно  – более чем в 20 раз.

Особый Манчьжурский отряд и его «застенок»

Село Маккавеево — это небольшая железнодорожная станция расположенная на юго-востоке Читинского района в Забайкальском крае. По данным Всероссийской переписи населения 8-летней давности, здесь проживает немногим более 4 тысяч человек. Как пишет иркутский историк, кандидат исторических наук Александр Романов, в Гражданскую войну на территории Маккавеево базировался Особый Манчьжурский отряд, сформированный весной 1918 года атаманом Григорием Семеновым.

Именно при нем в числе других подразделений и была создана получившая потом печальную известность Главная военная гауптвахта, прозванная впоследствии «маккавеевским застенком».

Сколько, кого и как убили семеновцы

Александр Романов, приводя данные о 5 тысячах жертв гауптвахты (эта же цифра значится на мемориале, установленном в с. Маккавеево), полагает, что эти статистические сведения советскими историками фальсифицированы: документальные источники подобное количество жертв семеновского террора не подтверждают. По документам установлены личности 190 убитых (и белых, и красных), уничтоженных на Маккавеевской гауптвахте с 1918 по 1920 годы. Не факт, что их не было больше. Однако Романов убежден, что количество казненных, приводимое советскими историками, необоснованно завышено. Историк напоминает, что даже когда Г. Семенова судили в 1945 году, ему не предъявили доказательств, подтверждающих такое число жертв террора.

Следствие и военно-полевые суды при вынесении приговоров руководствовались постановлением Временного сибирского правительства от 3.08.1918 г. «Об определении судьбы бывших представителей Советской власти в Сибири». Семеновцы казнили за госизмену, дезертирство, умышленные убийства и многие другие преступления. Подтверждено, что на Маккавеевской гауптвахте содержались и впоследствии были казнены многие сибирские представители советской власти, красногвардейцы и красные командиры – их априори считали государственными преступниками. Военнослужащие Белой армии, совершившие тяжкие преступления, также были в числе казненных.

Анатолий Скрылев, краевед, учитель Маккавеевской средней школы, приводит в своем исследовании воспоминания местных жителей о зверствах в «семеновском застенке» (бывшей бане купца Китаевича). Селяне возили на подводах трупы казненных, которые либо топились в реке Ингоде, либо сжигались в близлежащем лесу. Тела умерщвленных были изрублены и изувечены другими способами – очевидцы замечали, что убитых перед смертью жестоко пытали.

Некоторых приговоренных к смертной казни на берегу реки обливали водой и держали, пока те не замерзали насмерть. Казнь одного из участников большевистского подполья Матвея Беренбаума (Нерриса), члена группы, осуществившей неудачное покушение на Григория Семенова, описывается так: его вместе с пятью товарищами жестоко избивали, выводили голыми на мороз, а перед тем как казнить, один из семеновских офицеров снял с Беренбаума скальп. Затем приговоренных изрубили шашками.

По сведениям, приводимым Анатолием Скрылевым, узники Маккавеевской гауптвахты умирали страшной смертью – их не только «просто» расстреливали или рубили шашками, но и сжигали заживо, пытали самыми изощренными способами. Некоторые семеновцы роптали по поводу этих казней. Тогда в изменники, с соответствующими последствиями, записывали уже и их.

Как чтут память об этих зверствах

В Маккавеевской средней школе есть музей, где один из экспонатов – макет той самой купеческой бани, оборудованной под кровавую гауптвахту. Несколько раз посмотреть на экспонаты приезжали китайцы. В 1957 году на том месте, где стояла гауптвахта, воздвигли обелиск со звездой. На нем памятные надписи: цитата из предсмертного письма одного из замученных в семеновском застенке красного командира, количественные данные о 5 тысячах казненных узников гауптвахты.