Советскую чекистку-разведчицу Марию Фортус расстреливали махновцы и ранили гитлеровцы, однако каждый раз она возвращалась в строй. И пусть исследователи ведут яростные споры вокруг каждого эпизода жизни этой женщины, в одном они неизменно сходятся — ее судьба была неординарной и драматичной.
Гражданская война
В 1918 году дочери банкира из Херсона, Марии (Мирьям) Фортус, было 18 лет. Девушка присоединилась к большевистскому подполью на Украине и выполнила немало сложных заданий по поручениям ЧК — например, переправляла из Херсона в Киев драгоценности. Роковым для Марии едва не стал визит к лидеру анархистов Нестору Махно. Екатеринославские большевики рассчитывали добыть денег у «батьки» и в качестве «переговорщицы» отрядили миловидную Фортус. Она успешно обвела Махно вокруг пальца, сказав ему, что деньги предназначены для нуждающихся учителей.
«Ось яка гарнесенька (Вот какая хорошенькая)», — обронил «батька», поглядев на Марию, и распорядился выполнить ее просьбу.
«Жена Махно, Галина Андреевна, запомнила это. Спустя несколько месяцев она опознала екатеринославскую "учителку" среди медсестер в одном из махновских отрядов и — то ли верно угадав в ней шпионку, то ли чисто по бабской ревности, — велела расстрелять», — пишет биограф Махно Василий Голованов.
Тогда Мария Фортус была лишь ранена в плечо. Другая пуля отскочила от медной пуговицы на ее платье. Махновцы пощадили девушку и больше не стреляли. Благодаря помощи местных жителей разведчица добралась до своих. Ранние эпизоды из жизни Фортус стали основой для сценария военной драмы «Салют, Мария!» 1970 года с Адой Роговцевой в главной роли.
Испания
Судьба Марии Фортус оказалась переплетена с Испанией еще в 1919 году, когда она повстречала своего будущего мужа — левого активиста Рамона Касанелласа Люка. В конце двадцатых годов пара уехала в Испанию, где Рамон участвовал в деятельности компартии Каталонии. Мария жила в республике по поддельным документам — испанские власти думали, что она гражданка Уругвая Юлия Хименес Карденас.
В 1934 году, после гибели мужа-подпольщика при странных обстоятельствах, Мария Фортус вернулась на родину, но ненадолго. Когда в Испании вспыхнула гражданская война, сотрудница НКВД вновь была отправлена на Иберийский полуостров по собственной просьбе. Официально она числилась переводчицей при военном советнике Кирилле Мерецкове, который помогал республиканцам. На деле же Фортус выполняла поручения руководителя отряда НКВД в Испании Александра Орлова (Лейбы Фельдбина). По словам испанских исследователей, чекистка участвовала в физической ликвидации левых республиканцев, нелояльных к Советскому Союзу, — например, анархистов и троцкистов. Сама Фортус впоследствии писала, что не отсиживалась в Барселоне и совершала рейды в тыл врага — например, направляла удары республиканской авиации по немецким самолетам легиона «Кондор» на аэродроме близ Леона. На испанской войне женщина потеряла сына Рамона, который был военным летчиком.
Великая Отечественная война
Отличилась Мария Фортус и в войне с гитлеровцами. Она была включена в знаменитый диверсионный отряд НКВД «Победители» под командованием Дмитрия Медведева, который проводил операции на Западной Украине. Одной из задач опытной разведчицы была помощь коллеге Николаю Кузнецову в осуществлении диверсий против чинов вермахта на оккупированных территориях. Тандему удалось уничтожить 11 фашистских генералов. В одном из боев Мария Фортус получила ранение, а после выздоровления в качестве разведчицы штаба 3-го Украинского фронта действовала в Венгрии и Румынии. В 1944 году она провела операцию «Альба Регия» по спасению советских резидентов в городе Секешфехерваре. Об этом эпизоде ее биографии в 1961 году в Венгрии сняли фильм.
После войны Мария Фортус некоторое время служила в группировке Красной Армии в Австрии. Легендарная чекистка заслужила в общей сложности 34 награды, включая 2 ордена Ленина и многие иностранные медали. Скончалась Фортус в 1981 году, успев оставить ряд воспоминаний о себе и боевых товарищах. Ее именем названа одна из улиц Херсона.