Война, развязанная Адольфом Гитлером, обернулась трагедией не только для миллионов, но и для его собственной семьи. Племянники фюрера погибли в плену. Но была и другая, почти забытая жертва — его кузина, простая австрийская крестьянка Мария Коппенштайнер. Она провела восемь лет в советских тюрьмах и лагерях, став заложницей своего знаменитого и давно забытого родства.
Деревенские корни: сельская жизнь и случайное родство
Мария Шмидт (в девичестве) родилась в 1899 году в австрийской деревне Шпиталь. Её мать, Терезия, была младшей сестрой Клары Пёльцль — матери Адольфа Гитлера. Таким образом, Мария приходилась будущему фюреру двоюродной сестрой.
Они виделись в последний раз в 1906 году: 17-летний Адольф, мечтавший стать художником, нарисовал портрет её младшего брата. После смерти матери Гитлер оборвал все связи с деревенской роднёй.
Мария вышла замуж за фермера Игнаца Коппенштайнера, родила четверых детей и вела обычную жизнь крестьянки. О том, что их нелюдимый родственник стал рейхсканцлером в 1933 году, они узнали из газет. Мария вступила в нацистский женский союз, но во власть её, простую крестьянку, не пустили.
Гитлер изредка помогал семье: подарил дом инвалиду-брату, прислал денег на похороны тётки. На остаток (600 марок) Мария поставила себе золотые коронки — эта деталь позже будет висеть на ней тяжким обвинением. Сами Коппенштайнеры жили не бедно (ферма в 19 га, мельница, скот) и даже отправляли родственникам в Берлин продуктовые посылки.
Арест: вина по крови в советской зоне оккупации
В 1945 году их деревня оказалась в советской зоне оккупации Австрии. В мае того же года Мария, её муж Игнац и братья были арестованы контрразведкой 3-го Украинского фронта. Брат Иоганн вскоре умер (или был расстрелян) в венской тюрьме. Остальных, включая 46-летнюю Марию, вывезли в СССР. В Австрии остались их четверо детей, младшему из которых было всего пять лет.
Зачем Сталин включил Донбасс в Украину
Как отмечает историк Стефан Карнер, их арестовали явно исходя из «принципа ответственности родственников». Реальной вины за преступления рейха на них найти было невозможно.
Следствие и приговор: золотые коронки как улика
Следствие велось в Лефортовской тюрьме с патологической дотошностью. В деле №2326 описывались даже «формы пятен на предметах гигиены» Марии. Её муж, Игнац, бывший член НСДАП, умер в 1949 году от туберкулёза после четырёх лет издевательств (ему, например, не давали закрывать одеялом руки).
Мария же гордилась кузеном, но её «преступная деятельность» сводилась к уплате взносов и помощи беднякам. Главным доказательством её «связи с преступным режимом» стали те самые золотые коронки, купленные на деньги Гитлера.
В 1950 году её и брата Эдуарда осудили по громкой статье «за преступления против человечности». В вину Марии вменяли саму родственную связь, получение денег и «жестокую эксплуатацию» двух украинских остарбайтеров, работавших на их ферме. Приговор — 25 лет лагерей.
Тюремный ад в Верхнеуральске: «перетопчется в тапочках!»
По данным историка Ивана Евсеева, в 1950 году Мария Коппенштайнер некоторое время провела в штрафном Уральском лагере, а затем была переведена в Верхнеуральский централ. Этот изолятор НКВД для политзаключённых славился «тепличными» условиями – но не для родственников фюрера. С узницей камеры на третьем этаже обходились крайне жёстко. Однажды Мария Коппенштайнер попросила дать ей валенки «в связи с наступлением холодов». Однако начальник тюрьмы оставил запись на заявлении: «Перетопчется в тапочках!»
Мария любила читать. Но ей в насмешку очками разрешили пользоваться только в ночное время. В то же время, по воспоминаниям сотрудников тюрьмы, допускались и «поблажки». Вдобавок к чёрному хлебу Мария Коппенштайнер получала иногда 250 граммов белого хлеба – другим узникам его не давали. Тем не менее здоровье австрийской крестьянки ухудшалось – у неё увеличился зоб, впали щёки, ввалились глаза. Самостоятельно гулять Мария не могла, и её приходилось выводить под руки. Спотыкаясь из-за плохого зрения, узница падала и получала переломы.
Брат Марии, горбун Эдуард Шмидт, умер 5 сентября 1951 года – как и Игнаца, его доконал туберкулёз. Сама кузина Гитлера дотянула до смерти Сталина. Возможно, она возлагала надежды на перемену своей участи, однако 6 августа 1953 года Мария умерла от сердечного приступа. Похоронили кузину диктатора где-то во рву между мусульманским и православным кладбищами Верхнеуральска.
Реабилитация
Вполне правомерен вопрос, почему «деревенские кузены» Гитлера получили гораздо более суровое наказание, чем, к примеру, его сестры Паула и Ангела, оказавшиеся в западной зоне оккупации. Скорее всего, это можно считать политической «местью» сталинского режима. Реальный состав преступления в деле австрийских крестьян усмотреть сложно – слишком ничтожна была их роль в бурных событиях XX века. В 1997 году по запросу Австрии Главная военная прокуратура России, как сообщалось в СМИ, официально реабилитировала Марию и Игнаца Коппенштайнеров.

