Семён Михайлович Будённый — фигура, до сих пор вызывающая споры. Понятно, что в годы существования СССР о его деятельности в Гражданскую войну говорили только в превосходной степени. О том же как он воевал в Великую Отечественную, судить было сложно, так как в советский период об этом упоминали лишь эпизодически.
Но после 1990-х, разумеется, многие советские мифы были развенчаны, в том числе и о «создателе Первой Конной». Но все равно даже сейчас появляются публикации, в которых авторы эмоционально доказывают, будто Будённый был чуть ли ни самым гениальным полководцем Красной Армии. А если когда-нибудь где-нибудь он не одерживал победу, то в этом виноват был вовсе не он.
Мифы и факты
Сегодня даже подробное изучение всех документов времён Гражданской войны уже едва ли сможет дать точное представление о деятельности Будённого и ответить на множество вопросов, с ним связанных. Есть, конечно, книга Бориса Соколова «Будённый: Красный Мюрат». Но этот автор настолько известен своим вольным и необъективным подходом к истории, что даже реальные и подтверждённые факты в его изложении вызывают недоверие специалистов и широкой аудитории.
С большой уверенностью можно сказать, что Семён Будённый был опытным и храбрым кавалерийским офицером. Воевать он ведь начал ещё в Русско-японскую. И хотя ставится под сомнение то, что он являлся полным Георгиевским кавалером (документов о награждении нет), тем не менее два Георгиевских креста и четыре Георгиевские медали просто так получить в русской армии было невозможно.
В ходе Гражданской войны возглавляемый Будённым конный корпус, а затем и армия одерживал победы над белыми, но также терпел и серьёзные поражения. А в войне с Польшей стало ясно, что бывшие прапорщики и вахмистры Русской императорской армии генералами так и не стали. Историки по сей день дискутируют относительно того, кто был виноват в проигрыше Красной Армии в Советско-польской войне. Одни указывают на Михаила Тухачевского, который, по их мнению, всё испортил, и называют Будённого настоящим полководцем. Другие утверждают, что Тухачевский поляков разбил бы, кабы Будённый его приказы выполнял. Но реально та война показала неспособность Красной Армии воевать на всех уровнях.
Однако на этом непосредственное командование войсками для Семёна Михайловича Будённого закончилось.
Начало Великой Отечественной
Будённый входил в ближний круг Сталина, был ему предан и даже не пытался лезть в политику. Его военные способности оценивались крайне невысоко, поэтому в межвоенные годы ему отвели роль паркетного генерала. Будённый немало сделал для развития конного спорта и коневодства, но в военные дела не вникал.
К 1941 году он был одним из немногих уцелевших в СССР маршалов. После нападения Германии на Советский Союз его ввели в состав Ставки Верховного Главнокомандования и назначили командующим группой армий резерва Ставки.
Должность скорее формальная, так как армии данной группы были разбросаны далеко друг от друга, по предвоенным планам они входили в состав разных фронтов. В конце концов все войска группы передали Западному фронту (фактически создав его заново), и он сыграл важнейшую роль в сражениях под Смоленском. Но это всё уже не имело никакого отношения к Будённому, который 10 июля был назначен главнокомандующим войсками Юго-Западного направления.
Тяжёлые поражения Красной Армии в приграничных боях породили недоверие Сталина к военачальникам на местах. И в результате ему пришлось направлять на фронт людей, в чьей преданности он не сомневался. Были придуманы две новые должности - главкомы Северо-Западного и Юго-Западного направлений. Северо-Западное возглавил Ворошилов, Юго-Западное — Будённый. Фактически у Семёна Михайловича в подчинении оказались целых два фронта: Южный и Юго-Западный, но возможностей не было никаких. Но поскольку направление как структура ранее не существовало, для него требовалось создать новую систему управления. И это в условиях, когда вермахт наступает и остановить его не получается.
Будённому было легче, чем Ворошилову: у него было намного больше войск, а вермахт на Украине имел намного меньше сил. Тем не менее войска Юго-Западного направления погибли в нескольких котлах.
Какой же была роль лично Будённого, нигде не отмечается, и хотя авторы, старающиеся его преподнести в лучшем свете, утверждают, будто он спорил со Сталиным, пытаясь спасти войска из окружения в районе Киева, всё это остается в плоскости ничем не подтверждённых разговоров.
Изо всех распоряжений Будённого на посту главкома направления хорошо известно лишь одно - личный приказ взорвать ДнепроГЭС. Что привело к огромным жертвам среди наших солдат и мирного населения. Впрочем, историки устраивают прения и по поводу данного эпизода со взрывом.
После катастрофы под Киевом Будённого отстранили от командования Юго-Западным направлением, и он возглавил Резервный фронт. Хотя были периоды, когда Резервный фронт вел бои с вермахтом, в частности под Ельней, но под командованием Будённого он был именно резервным. Находился позади Западного и Брянского фронтов.
В самом начале немецкого наступления на Москву в течение недели все три фронта оказались в окружении. Сам Будённый, разумеется, в окружение не попал.
До весны 1942 года он был только членом Ставки.
Битва за Кавказ
Поражения Красной Армии весной 1942 года на южном фланге советско-германского фронта и начавшееся в результате наступление вермахта, очень напоминали 1941 год в его самые тяжелые моменты.
Снова понадобились надежные люди, пользующиеся полным доверием. И маршалу Будённому поручили руководство Северо-Кавказским фронтом. Битву за Кавказ никак нельзя отнести к успехам Красной Армии. Несмотря на значительное превосходство в силах и средствах, опрокинуть гитлеровские войска не удавалось.
Так, для захвата жизненно важных для Германии нефтяных районов - Грозный и Баку - вермахт мог выделить шесть дивизий, располагавших 340 танками. Им противостояли три советские армии и ещё одна была в резерве.
Главной причиной неудач на Кавказском и Черноморском направлениях многие современные авторы, в первую очередь В. Бешанов, считают неумелое (это самое мягкое определение) руководство войсками на высшем уровне.
Как справедливо отмечают многие авторы, после оборонительных боёв на Кавказе Я. Т. Черевиченко, С. М. Будённый и многие военачальники ниже уровнем более никогда в войне войсками не командовали.
Что касается маршала Будённого, то после отзыва с Кавказа в августе 1942 года следующую должность он получил лишь в январе 1943-го. Это было назначение командующим кавалерией РККА. Конечно, Красная Армия имела кавалерию, по своим размерам превосходящую многие европейские армии. Но всю свою историю она отлично обходилась без командующего. Да и после того, как Будённый лично возглавил ее, никаких принципиальных изменений в ней не произошло.
Этот факт лишний раз доказывает, что должность была сугубо формальной и придумали её специально для 60-летнего маршала.