17/01/24

Мать Сталина схитрила: после чего Иосифа приняли в семинарию

Несмотря на огромную историческую роль Сталина в создании и развитии СССР, о его детских и юношеских годах мы знаем не так много. Но похоже, что характер будущего вождя народов во многом определился именно в то время. И немалое значение в этом сыграла его мать.

Заботливая Кеке

Екатерина Георгиевна Геладзе была уроженкой крестьянской семьи. В юношеском возрасте она перебралась из деревни в Гори, где и познакомилась с будущим мужем — Виссарионом Джугашвили. Их семейная жизнь складывалась непросто — двое первых детей умерли во младенчестве. После чего Бесо (как называли отца Сталина) начал сильно пить.

Он был хорошим сапожником и к тому времени имел собственную мастерскую. Открыть ее помог друг семьи Якоб Эгнаташвили. Он же был и крестным двух умерших младенцев. Когда в семье родился третий — Иосиф — заботливая Кеке отказалась звать в качестве крестного Якоба, считая, что тот приносит несчастье. Как ни странно, материнское суеверие сработало — мальчик выжил.

Грязные слухи

Впрочем, такой поступок матери Сталина стал поводом для множества слухов и сплетен. Поговаривали, что отказ Кеке звать в крестные Якоба был связан с тем, что именно друг семьи был настоящим отцом мальчика. Кроме того, матери приписывали романы с начальником полиции Гори Давришеви и священником Чарквиани. Последний сыграл важную роль в дальнейшей судьбе мальчика.

Юный семинарист

Кеке желала, чтобы ее сын стал священником. Отец же видел его продолжателем своего ремесла — сапожником. Препятствий на пути исполнения материнской мечты было два: Сталин почти не разговаривал по-русски. Кроме того, его отцом был горький пьяница Бесо, что также закрывало путь в духовную семинарию. Тут-то на помощь и пришел Христофор Чарквиани. Его сын дал юному Иосифу уроки русского. А сам священник написал парню характеристику, указав, что тот служит у него диаконом. Так будущий генсек поступил в Горийское православное духовное училище.

Вопреки отцовской воли

Вскоре после этого отец оставил семью и переехал в Тифлис. Он вернулся, когда парню стукнуло 12 лет и выкрал его, увезя с собой. Там отец устроил юного Сосо на фабрику, где трудился сам. Но вновь вмешалась мать, забрав ребенка обратно. Не слушая возражений мужа и не пугаясь его побоев, она увезла мальчика в Гори и вернула в духовное училище, второй раз пойдя на хитрость.

А так, вполне возможно, Сосо так и остался бы безвестным работником обувной фабрики Адельханова…