20/09/25

Матрена Распутина: о чем «старец» попросил молчать свою дочь перед смертью

В ночь на 17 декабря 1916 года в подвале дворца Юсуповых был убит Григорий Распутин. Одним из последних, кто видел «святого старца» живым и говорил с ним, была его 18-летняя дочь Матрена. Ее показания, данные следствию, приоткрывают завесу тайны над последними часами жизни самого загадочного человека Российской империи и раскрывают тонкую игру заговорщиков.

«Дочь святого черта»

Обосновавшись в столице, Распутин долгое время не имел собственного угла, скитаясь по съемным квартирам и находя приют у своих почитателей. Все изменилось с приездом его дочерей — Варвары и любимицы Матрены.

Как пишет историк Даниил Коцюбинский, в 1910 году Григорий Ефимович настоял на переезде Матрены из Казани, где она училась в гимназии, в Петербург. Ради дочерей Распутин снял свою первую отдельную квартиру на Английском проспекте, а в мае 1914 года семья переехала в знаменитую последнюю квартиру на Гороховой улице, 64. Именно здесь, в небольшой квартире, 16-летняя гимназистка Матрена стала хозяйкой и одной из самых близких свидетельниц жизни отца.

Накануне убийства

Именно поэтому Матрена Распутина и стала одной из тех, кто видел «царева друга» последним, то есть всего за несколько часов до убийства. Как известно, в ночь с 16 на 17 декабря 1916 года Распутин был убит группой заговорщиков во дворце Юсуповых на Мойке. Феликс Юсупов тоже входил в эту самую группу. Как пишет Владимир Хрусталев в своей книге «Загадка убийства Распутина. Записки князя Юсупова» со ссылкой на протокол допроса Матрены Распутиной, та около 7 часов вечера 16 декабря 1916 года вышла из упомянутой ранее квартиры на Гороховой улице, отправившись в гости. Назад она вернулась лишь около 23 часов того же дня. Отец находился дома и бодрствовал, а 18-летняя девушка решила лечь спать.

«Жратва»: что означает это слово на самом деле

Однако, по утверждению Олега Шишкина, автора издания «Последняя тайна Распутина», который также ссылается на архивные документы следствия, перед тем, как Матрена отправилась спать, Распутин зачем-то сообщил ей о том, куда он собирается. Григорий Ефимович сказал, что намерен нанести визит «маленькому» (под этим прозвищем, как поведала Матрена, ее отец подразумевал князя Юсупова). Тот якобы обещал сам за ним заехать. Судя по всему, Матрена уснула, потому как больше ничего сообщить не смогла. Она даже не знала, заехал ли за Распутиным Юсупов или нет. Но зато дочь «старца» сказала, что Григорий Ефимович попросил ее никому не говорить о предполагаемой поездке к Юсупову.

Знакомство или продолжение отношений?

Сам Распутин объяснил просьбу, адресованную Матрене, тем, что Феликс Юсупов скрывал свое знакомство с ним. Это и вправду было резонно для убийцы. Однако, скорее всего, дочь «старца», как и он сам, имела в виду не само знакомство с Юсуповым, а, скорее, поддержание отношений. Дело в том, что, как пишет в своей книге «Григорий Распутин: святой, который грешил» Брайан Мойнехен, Юсупов впервые увидел Распутина еще за 5 лет до убийства, в доме Марии Головиной, невестки великого князя Павла Александровича. Головина была ярой почитательницей Григория Ефимовича и одновременно восхищалась Феликсом Юсуповым. Весь вид Распутина вызвал тогда в князе отвращение. К тому же вскоре после этого Юсупов уехал в Англию. Так что дружба не заладилась.

Мария Головина на протяжении долгого времени пыталась соединить двух людей, которых она так любила, Распутина и Юсупова. Именно Головина сыграла важную роль в убийстве Григория Распутина. Впрочем, по всей видимости, план в головах заговорщиков созрел задолго до очередного приглашения Головиной в 1916 году, где Юсупов и возобновил знакомство с «отцом» Григорием. На этот раз, как предполагают Николай и Марина Сванидзе, авторы издания «Погибель империи. Наша история 1913-1940», князь пошел на это, уже задумав убийство. Мнимой причиной для установления отношений послужило исцеление от болезней. Именно под предлогом очередного сеанса Юсупов и заманил Распутина во дворец. Кроме того князь обещал Григорию представить свою супругу Ирину, племянницу царя, в действительности находившуюся в Крыму.