30/11/22

Матрёна Вольская: как советская учительница спасла от рабства 3000 детей

Образцом гражданского мужества на Второй мировой войне называют промышленника Оскара Шиндлера, который спас от истребления 1200 евреев. Куда меньше известен подвиг скромной советской учительницы Матрёны Вольской. А между тем счёт спасённых ею жизней почти в три раза превышает знаменитый «список Шиндлера». Матрёна Вольская в 1942 году увела с оккупированной нацистами территории больше трёх тысяч детей, которым угрожали неволя и гибель.

Под кличкой Месяц

К началу Великой Отечественной войны 22-летняя Матрёна Исаевна Вольская, уроженка деревни Задерихи, едва окончила заочное отделение Дорогобужского педагогического техникума. С 1938 года девушка работала учительницей начальных классов в школе села Басино, Духовщинского района, Смоленской области.

Оказавшись в оккупации, Вольская вместе с мужем Михаилом Архиповичем, учителем физики и математики, ушла в подполье. Она распространяла по почтовым ящикам антигитлеровские листовки.

В феврале 1942 года вместе с другими участниками басинского подполья Вольская подалась к партизанам. Супруги Вольские примкнули к партизанскому соединению «Батя», которое возглавлял ветеран Первой мировой войны Никифор Коляда. Школьная учительница выполняла функции разведчицы и связной, партизаны знали её по кличке Месяц. Северо-Западный партизанский край, находившийся в тылу группы армий «Центр», на пике своей активности контролировал восемь районов, около 400 хуторов, сёл и деревень.

В июле 1942 года командир Батя поручил Матрёне Вольской важную миссию – вывести детей из подконтрольных населённых пунктов на Большую землю. Дело в том, что немцы готовили против партизанского края карательную операцию «Жёлтый слон». Подросткам из семей, сотрудничавших с партизанами, грозил расстрел или насильственный угон в Германию. В помощь Вольской Никифор Коляда выделил фельдшера Екатерину Громову и учительницу Варвару Полякову. Примечательно, что Вольская на тот момент была беременна, но отказываться от порученного дела не стала.

Трудный поход

На сборном пункте в деревне Елисеевичи набралось около полутора тысяч эвакуированных партизанами ребят. Среди них был племянник мужа Вольской – 14-летний Иван Шестаков.

Как рассказывают писатели Леонид Новиков и Наталья Дроздова в книге «Операция «Дети», подопечные Вольской двинулись в путь 23 июля. Их маршрут лежал на север – через дебри и болота Смоленщины в город Торопец Калининской области, освобождённый в январе 1942 года силами 4-й ударной армии. Детям предстояло пройти больше 200 километров, обходя стороной населённые пункты и держа связь со встречными партизанскими отрядами.

Цепочка детей растянулись на несколько километров. Переход был невозможен без самоорганизации. Детей поделили на три колонны, состоявшие из отдельных отрядов по 40-50 человек. Подростки 15-16 лет шли первыми под началом Вольской, затем шла колонна Поляковой, а за самыми маленькими детьми, которым было 8-9 лет, присматривала Громова. Головные отрядов периодически устраивали переклички по спискам. Информацию по ходу движения колонн разносили связные. Некоторым ослабленным ребятишкам разрешалось садиться на подводы. Партизаны снабдили детей продуктами, многие из них несли также узелки или вещмешки с едой от родителей.

По дороге к Вольской присоединялись и другие группы ребят из разных деревень. На ночь участники перехода часто разбивали походный лагерь, но порой им приходилось идти и в тёмное время. Детей подкармливали партизаны, а когда становилось совсем голодно, выручали дикоросы. Ещё более серьёзной проблемой была жажда – многие водоёмы по пути оказались отравлены трупным ядом. Непросто оказалось и пройти через болота – здесь старшим детям пришлось устроить дорогу-лежнёвку. Но главную опасность представляли всё же фашисты, которые не желали отпускать на свободу дармовую рабочую силу.

«Где заминировано, где самолёты над головами, – рассказывала Варвара Полякова. – Уже в пути нас предупредили, чтобы изменили маршрут: оказывается, немцы нас поджидали».

Немецкие самолёты сбрасывали сверху хамские листовки: «Не убегайте детки, будут из вас котлетки».

Поездка в тыл

Во время перехода не обошлось без ЧП. Случалось, что некоторые отряды отставали. А маленькую Женю Алехнович, сидевшую на подводе, во время одного из налётов подстрелил немецкий лётчик. Детей одолевала страшная усталость. 30 июля они прошли 25 км, а 31 июля – только 15 км. К счастью, на последнем этапе пути самых слабых путников подобрали партизанские грузовые автомобили.

1 августа Матрёна Вольская с детьми достигла полуразрушенного Торопца. Подойдя к станции, дети буквально попадали на землю. Но отправиться в советский тыл по железной дороге они смогли лишь в ночь на 5 августа. К двум тысячам детей, собранным по деревням, присоединилась ещё тысяча неорганизованных ребят, скопившихся в Торопце. Поездка в теплушках оказалась трудной, дети болели и голодали. Самой Матрёне Вольской пришлось не легче – девушка опухла от голода, у неё отекли ноги. Многих детей по пути следования забирали из поезда в больницы.

22-дневный путь ребят завершился на Московском вокзале Горького, куда 14 августа прибыл эшелон с оставшимися 1219 детьми. По воспоминаниям партизанки и её мужа, часть детей всё же погибла при бомбёжках. В общей сложности Матрёне Вольской удалось спасти, по разным данным, 3225, 3240 или даже до четырёх тысяч детей. Это была самая крупная группа спасённых детей Смоленщины. Кроме них, в июле-августе 1942 году партизаны разными путями переправили на Большую землю больше 10 тысяч детей.

Несмотря на тяжёлые физические испытания, в тылу Матрёна Вольская смогла родить сына. После войны она устроилась на работу учительницей начальных классов в Смольковскую среднюю школу в Горьковской области. Вольская не считала нужным распространяться о своём подвиге. Причина, возможно, заключалась в том, что её командир, партизан Батя, был репрессирован властями.

Дошло до того, что в школе Вольскую посчитали пособницей фашистов и устроили ей травлю – об этом журналистам рассказал младший сын героической учительницы. Лишь спустя 30 лет после войны, в 1975 году, Вольская вновь встретилась с некоторыми из спасённых детей.

«Я просто выполняла задание. И всё», – говорила она о тех страшных днях.
В 1978 году 59-летняя Матрёна Вольская умерла от болезни лёгких. В Городце Нижегородской области 1 сентября 2020 года ей был установлен памятник.