В уникальном пособии «Спутник партизана», несколько раз переиздававшемся в годы Великой Отечественной войны, содержалось немало сведений о том, как выжить в условиях зимнего леса, организовать снабжение и диверсии в тылу врага, скрыться от карательных отрядов. В разделе про оружие большое внимание уделялось спортивным винтовкам, так называемым «мелкашкам» — ТОЗ-8 и ТОЗ-9. Хотя, казалось бы, как эти спортивные образцы могли помочь в боевых условиях?
Винтовка для ДОСААФ
У истоков создания массового стрелкового оружия для тренировок стоял тульский оружейник Дмитрий Кочетов. Как следует из его воспоминаний, идея появилась у него еще в начале 20-х годов и реализовывать ее он начал по собственной инициативе. Руководство оценило работу специалиста. Первая «мелкашка» ТОЗ-7 пошла в серию в 1928 году, а четыре года спустя появилась и ТОЗ-8, которая обошла на испытаниях многочисленных конкурентов.
Именно появление доступного тренировочного оружия, которое использовали ОСОАВИАХИМ, а затем и ДОСААФ, способствовало росту интереса к спортивной стрельбе в СССР. Как считает историк Алексей Исаев (книга «Снайперы»), благодаря массовости ТОЗ-8 и ТОЗ-9 в снайперская школа в Советском Союзе оказалась на высоте. И это было едва ли не единственное направление, по которому Красная Армия превосходила Вермахт.
«Мелкашка» для партизан
Спортивное оружие обладало рядом важных достоинств: убойность, хорошая точность и кучность, а также бесшумность стрельбы. Для действовавших в тылу врага советских партизан «мелкашки» заменили снайперские винтовки с глушителем. Их использовали для ликвидации часовых и караульных собак, уничтожения наружного освещения и поражения шин автомобилей, поддержки действий разведгрупп и т.д.
Надежность и безотказность оружия позволяла не опасаться неблагоприятных внешних условий. А в журнале «Техника молодежи» No 3-4 за 1942 год даже были рекомендации по модернизации и переделке однозарядной винтовки в многозарядную. Советские умельцы этими рекомендациями активно пользовались. В их руках простенькая спортивная винтовка стала грозным оружием против оккупантов. По словам очевидцев, на расстоянии до 100-150 метров выстрел в голову был летальным, при этом звук терялся в общем шуме, а вспышка отсутствовала.
Кстати, если верить документам тыловых служб Вермахта, сами немцы не брезговали советскими ТОЗами. Под наименованием Kleinkalibergewehr 205(r) и Kleinkalibergewehr 206(r) эти винтовки использовались в полицейских и караульных подразделениях также в качестве тренировочного оружия.
«Мелкашки» и власть
После войны выпуск спортивных винтовок продолжился. К середине 60-х годов огромное их количество находилось в частном обороте. И это стало сильно раздражать отечественное правительство. Малошумное оружие обладавшее вполне конкретной убойной силой, находящееся преимущественно в руках охотников, представляло определенную опасность. Как пишет Владимир Дежкин в книге «Промысел и заготовки пушнины», в начале 70-х гг. был даже подготовлен законопроект о запрете этого «партизанского» оружия. Но в силу он так и не вступил.
Возмутились руководители Главохоты, Центркооппушнины, колхозов и совхозов Севера. Их поддержал и министр финансов СССР Василий Гарбузов. В то время пушнина была ценным товаром, шедшим на экспорт. И значительная часть ее добычи приходилась на обычных охотников и промысловиков, которые активно использовали простые и безотказные «мелкашки». Посчитав возможный ущерб пушному промыслу, реформу приостановили. О потенциальной опасности запрета подумали и в МВД — ведь на смену спортивным винтовкам придут ружья и карабины — стволы абсолютно боепригодные. Поэтому реформу попросту свернули...