06/07/24

Ментальная гимнастика: как учат солдат блокировать страх

В военной психологии существует специальная методика, помогающая солдатам в боевых условиях отключать присущее всем людям чувство страха. Эта ментальная гимнастика позволяет воинам не «истреблять» страх, а подчинять его своей воле, превращая в полезный атрибут боевой деятельности.

Инстинкт

Страх как сигнально-предупредительная реакция организма человека на опасность, является нормальным и неизбежным ответом на угрозу.

С одной стороны это мощный катализатор духовных, физических и нервных сил человека, способный за секунды «разгонять» психику и организм воина до бешеных «скоростей» функционирования.

С другой стороны, страху присущи деморализующий, парализующий, дезорганизующий и разрушительный факторы, способствующие тому, что находясь перед лицом опасности, солдат утрачивает все боевые навыки.

Главной задачей военного психолога является не порицание страха, а выработка способов и средств, которые позволяют бойцу эффективно действовать в опасной обстановке.

Факторы страха

Основополагающим элементом для разработки ментальной гимнастики по подавлению чувства страха, является выяснение факторов страха.
Специалисты называют 3 главные причины его возникновения: неизвестность, неожиданность и чувство беспомощности. Эти факторы можно выразить в таких рядовых формулах как: «чего не знаю, того боюсь», «предупреждён, значит вооружён» и «потерял веру — всё потерял».

Таким образом, военнослужащие должны прекрасно разбираться в тактике действий противника, быть осведомлёнными о его уровне армейской выучки, психологии, разбираться в особенностях местности боевых действий, а также знать порядок и средства выполнения ратной задачи.

Ментальные упражнения

Психологи определили 5 основных ментальных упражнений, позволяющих обратить страх в психологический ресурс.
Во-первых, нужно добиться того, чтобы солдаты осмыслили свою необходимость принятия участия в боевых действиях. В связи с этим в качестве социальных мотивов могут выступать патриотизм, ненависть к врагу, чувство долга и справедливости, а также мотив боевого братства. Поняв смысл своего нахождения на поле битвы, воины способны на героизм и самопожертвование.

Во-вторых, следует ознакомить солдат с реальными событиями, которые могут поджидать их в бою, как в сфере боевой деятельности, так и на уровне психологических переживаний. Психологическая адаптация бойца к аудиальным, визуальным и кинестатическим факторам боя помогает им быстро «врабатываться» в реалии настоящего сражения.

Предварительное накопление опыта помогает психике справляться с сильными переживаниями, вызванными страхом.

В подготовке бойцов следует применять приёмы теории «систематической десенсибилизации», когда военнослужащие мысленно преодолевают ступени «лестницы страха», находясь в расслабленном состоянии в безопасных условиях.

В-третьих, в регуляции страха большая роль отводится умению бойца вовремя распознать его симптомы, чтобы сразу же «включить» защитные психологические механизмы противостояния страху.

В-четвёртых, военные психологи применяют метод парадоксальной интенции, когда бойцы на этапах боя «планируют» моменты возникновения страха, и стремятся «обнаружить» его и «почувствовать».

В-пятых, специалисты применяют произвольную трансформацию страха в инициативные эмоции, такие как злость и ненависть. При помощи «нагнетающих» технологий они намеренно увеличивают страх, а затем резко преобразуют его в энергию гнева.