Среди разнообразных мифов и легенд, возникших в крестьянской среде XVIII–XIX веков, особое место занимает фигура Метелкина. Этот загадочный «супергерой» народных масс должен был стать мессией и освободителем простого люда. Историки до сих пор спорят о том, почему именно эта фамилия стала символом надежды для крестьянства. Однозначно можно утверждать лишь одно — образ Метелкина был неотъемлемой частью народного сознания.
Пугачев и вера в «живого царя»
Восстание 1773–1775 годов, возглавляемое донским казаком Емельяном Пугачевым, стало символом борьбы против социальной несправедливости. Причем сам Пугачев объявил себя императором Петром III, который, по официальной версии, был свергнут и погиб при загадочных обстоятельствах в 1762 году. Однако в народе упорно распространялись слухи, что настоящий царь остался жив и скрывается от врагов. именно эта вера в «живого царя» и сыграла ключевую роль в объединении и мобилизации крестьян.
Интересно, что даже после подавления восстания и публичной казни Пугачева в 1775 году, крестьяне отказывались верить, что их «царь» мертв. Возник миф, что на Болотной площади в Москве казнили вовсе не Пугачева, а другого человека, а сам он продолжает скрываться. Именно в этот период в крестьянской среде начинает формироваться образ нового мессии, который получил имя Метелкин. По одной из наиболее распространенных «народных версий» под этой новой фамилией скрывался сам Пугачев.
Символ очищения и надежды
Фамилия «Метелкин» неслучайно закрепилась за мифическим освободителем. Ведь метла издавна ассоциировалась в народной культуре с очищением и изгнанием зла. В крестьянском фольклоре она символизировала наведение порядка, избавление от всего ненужного и вредного. Таким образом, Метелкин воспринимался как тот, кто «выметет» всех угнетателей — помещиков, чиновников и офицеров, — и принесет долгожданную свободу. Согласно некоторым народным пророчествам, Метелкин должен был стать преемником Пугачева. Эта идея нашла отражение в поговорке, которая активно циркулировала в народной среде: «Пугачев попугал господ, а Метелкин пометет их».
Метелкин в официальных документах
Интересно, что легенды о Метелкине не ограничивались устными преданиями. Они проникли даже в официальные документы. Например, в 1827 году в отчете Третьего отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии на имя Николая I упоминалось, что в крестьянской среде активно распространяются пророчества о скором появлении освободителя Метелкина. В документе отмечалось, что многие крестьяне верили в то, что этот народный герой избавит их от страданий и подарит свободу.
Кроме того, в ходе допросов арестованных крестьян и солдат часто всплывала фигура Метелкина. Например, ярославский крестьянин Тихон Игнатьев и солдат Андрей Краюхин утверждали, что «на низу есть батюшка Павла Петровича, прозывается Метелкин». Эта фраза свидетельствует о том, что крестьяне связывали образ Метелкина с неким таинственным спасителем, который уже действует в их интересах.
Существуют и другие версии происхождения мифа о Метелкине. Некоторые историки считают, что Метелкин — это не преемник Пугачева, а собирательный образ, олицетворяющий надежду на лучшее будущее. В условиях жестокой эксплуатации и бесправия крестьяне нуждались в символе, который мог бы вдохновить их на борьбу. Филолог Александр Панченко отмечает, что выбор фамилии Метелкин был закономерен. Метла в народной культуре — это не только инструмент очищения, но и символ силы, способной смести зло. Таким образом, имя Метелкина стало идеальным отражением народных чаяний и стремлений.

