В истории авиации есть самолеты-рекордсмены по скорости, маневренности и дальности. Но советский МиГ-25 занимает в этом ряду особое место — его с полным правом можно назвать самым «пьяным» боевым самолетом. И дело не только в специфическом «рационе» этой машины.
Рождение легенды
В разгар холодной войны, в конце 1950-х, советским конструкторам поставили сверхзадачу: создать истребитель-перехватчик, способный противостоять новейшим американским стратегическим бомбардировщикам — XB-70 «Валькирия» и B-58 «Хастлер».
После нескольких лет напряженной работы в ОКБ «МиГ» в 1964 году в небо поднялся прототип Е-155 — будущий МиГ-25. Это была машина, создававшаяся с запасом на будущее, способная поражать даже еще не созданные цели.
«Пьяное» поведение
Парадокс МиГ-25 заключался в том, что его главные достоинства стали источником серьезных проблем. Американский журнал National Interest называл его «ошибкой», японские эксперты величали «королем скорости». И обе стороны были по-своему правы.
МиГ-25 действительно наводил ужас на теоретиков и практиков военного дела своими ошеломительными тактико-техническими характеристиками. И в то же время сам стал их заложником. Самолет способен развивать колоссальную скорость и набирать фантастическую высоту, притом очень быстро. Но именно поэтому он грешит постоянными неисправностями в двигателе, а также является крайне дискомфортным для пилотов.
Сверхзвуковое чудо, функционирующее на пределе своих возможностей, становится как бы пьяным: ломается, теряет управление, перегревается, а то и вовсе перестает работать.
Последний хан Хорезма: почему он работал ночным сторожем в Кривом Роге
Писатель Виктор Марковский приводит в качестве примера этой особенности эпизод, произошедший в 1972 году в египетском небе. Летчик Николай Стогов во время одного из полетов вынужден был экстренно выйти в эфир: у самолета заглох двигатель. Благо, ситуацию удалось быстро исправить.
Летчик Александр Бежевец столкнулся с еще более серьезной неприятностью: лопнул подкос основной стойки шасси, что грозило трагедией. Лишь с большим трудом и при огромном везении он смог посадить самолет относительно мягко и без серьезных повреждений.
И это только экстраординарные случаи. Перегрев кабины и корпуса – для МиГ-25 дело обычное. Если машина идет на полной скорости, то температура воздуха на входе в двигатель достигает отметки в 320 градусов по Цельсию, а обшивка самолета накаляется до 303 градусов. По словам пилотов, участвовавших в вылетах, иной раз даже фонарь кабины нагревается так, что к нему невозможно прикоснуться.
Низкая эффективность советской машины усугубляется еще и тем, что на ней не установлен радар, а это не дает возможности пилоту видеть самолеты неприятеля перед и под собой.
Пьяным самолет был и в другом смысле. По воспоминаниям офицера авиации Игоря Водопьянова, на часовой полёт в МиГ-25 заливаются около 40 литров чистого 96-процентного спирта и 250 литров так называемой «Массандры», то бишь спирта, наполовину разбавленного дистиллированной водой. Устоять перед чарами «зеленого змия» бывало непросто даже опытным пилотам.
Иной раз топливо употреблялось нерадивыми бойцами до вылета – и, естественно, этот самый вылет срывался: самолет становился попросту неготовым к проведению операции.
МиГ-25 даже в шутку прозвали «летающим гастрономом», а его техника – «директором гастронома». Смех смехом, а боевой потенциал подчас оказывался под угрозой из-за отсутствия самоконтроля у личного состава.
Актуальный лидер – и не только по «пьянству»
Не следует, впрочем, сбрасывать со счетов и выигрышные характеристики советского сверхзвукового монстра. А таковых немало.
Рекорд самолетной скорости 58-летней давности остается недосягаемым и по сей день. В 1962 году на дистанции протяженностью в 500 километров МиГ-25 сумел разогнаться в среднем до 2981,5 км/ч.
«Калина красная»: в чём уголовники обвиняли режиссёра фильма Василия Шукшина
В общей сложности машина установила 29 мировых рекордов по скорости и высоте.
«Пьяный» летательный аппарат способен достигать рабочей высоты в 23 километра, а также оснащен ракетами Р-40 (воздух-воздух), обладающими высочайшими убойными свойствами, а также дальностью полета до 30 километров.
Прежде МиГ-25 был крайне востребован по всему Земному шару: в период с 1969 г. по 1985 г. Горьковский авиазавод выпустил 1186 единиц данного истребителя, они были приняты на вооружение в 14 странах мира. С середины 1990-х годов 25-е МиГи, правда, стали постепенно снимать с вооружения. Хотя Запорожский АРЗ до сих пор продолжает выполнять ремонт этих машин для Индии и арабских стран, что свидетельствует о том, что старый конь до сих пор еще в строю.
Самолет на самом деле на редкость могуч, даже по нынешним меркам. А его изъяны связаны как с человеческими слабостями, так и с тем, что модель просто опередила время. Не только свое, но и наше нынешнее.
