Есть разные критерии превосходной степени, в том числе и в случае, когда дело касается боевых самолётов: самые тяжеловесные, самые легковесные, самые скоростные, самые дальнобойные, самые грузоподъемные, самые надежные, самые маневренные... А вот самолет МиГ-25 – самая... «пьяная» боевая машина. Ну уж самый «пьяный» самолет – это точно. И сейчас разберемся почему.
История вопроса
Разумеется, никто не намеревался изобретать самую «пьяную» машину в мире.
С конца 1950-х годов в условиях обострившихся противоречий между СССР и Атлантическим блоком советские конструкторы занялись разработкой сверхзвукового самолета, призванного по всем показателям «умыть» американские аналоги: Норт Американ XB-70 («Валькирия») и Конвэр B-58 («Хастлер»).
Руководство поставило задачу: создать совершеннейший на планете истребитель-перехватчик третьего поколения, летательный аппарат, гарантированно поражающий любые бомбардировщики и крылатые ракеты противника – даже пока еще не изобретенные: как говорится, с запасом.
Несколько лет упорного труда в ОКБ «МиГ» привели к появлению на свет сперва трех рабочих образцов: Е-152 (Е-166), Е-150, Е-152М.
10 марта 1961 года Председатель Президиума Верховного Совета СССР Анастас Иванович Микоян издал указ о создании новой боевой машины. Прототип будущего МиГ-25 получил кодовое наименование Е-155. И уже в 1964 года в строю оказался ныне известный нам боевой самолет.
«Пьянство» – в бой!
Американский журнал National Interest назвал МиГ-25 «ошибкой» с трагической судьбой. А вот японцы, в частности эксперт Мори Кэнтаро, восхищаются советским авиационным шедевром, считая его и по сей день «королем скорости». Так какая же из сторон права? Как ни странно, обе сразу.
МиГ-25 действительно наводил ужас на теоретиков и практиков военного дела своими ошеломительными тактико-техническими характеристиками. И в то же время сам стал их заложником. Самолет способен развивать колоссальную скорость и набирать фантастическую высоту, притом очень быстро. Но именно поэтому он грешит постоянными неисправностями в двигателе, а также является крайне дискомфортным для пилотов.
Сверхзвуковое чудо, функционирующее на пределе своих возможностей, становится как бы пьяным: ломается, теряет управление, перегревается, а то и вовсе перестает работать.
Писатель Виктор Марковский приводит в качестве примера этой особенности эпизод, произошедший в 1972 году в египетском небе. Летчик Николай Стогов во время одного из полетов вынужден был экстренно выйти в эфир: у самолета заглох двигатель. Благо, ситуацию удалось быстро исправить.
Летчик Александр Бежевец столкнулся с еще более серьезной неприятностью: лопнул подкос основной стойки шасси, что грозило трагедией. Лишь с большим трудом и при огромном везении он смог посадить самолет относительно мягко и без серьезных повреждений.
И это только экстраординарные случаи. Перегрев кабины и корпуса – для МиГ-25 дело обычное. Если машина идет на полной скорости, то температура воздуха на входе в двигатель достигает отметки в 320 градусов по Цельсию, а обшивка самолета накаляется до 303 градусов. По словам пилотов, участвовавших в вылетах, иной раз даже фонарь кабины нагревается так, что к нему невозможно прикоснуться.
Низкая эффективность советской машины усугубляется еще и тем, что на ней не установлен радар, а это не дает возможности пилоту видеть самолеты неприятеля перед и под собой.
Пьяным самолет был и в другом смысле. По воспоминаниям офицера авиации Игоря Водопьянова, на часовой полёт в МиГ-25 заливаются около 40 литров чистого 96-процентного спирта и 250 литров так называемой «Массандры», то бишь спирта, наполовину разбавленного дистиллированной водой. Устоять перед чарами «зеленого змия» бывало непросто даже опытным пилотам.
Иной раз топливо употреблялось нерадивыми бойцами до вылета – и, естественно, этот самый вылет срывался: самолет становился попросту неготовым к проведению операции.
МиГ-25 даже в шутку прозвали «летающим гастрономом», а его техника – «директором гастронома». Смех смехом, а боевой потенциал подчас оказывался под угрозой из-за отсутствия самоконтроля у личного состава.
Актуальный лидер – и не только по «пьянству»
Не следует, впрочем, сбрасывать со счетов и выигрышные характеристики советского сверхзвукового монстра. А таковых немало.
Рекорд самолетной скорости 60-летней давности остается недосягаемым и по сей день. В 1962 году на дистанции протяженностью в 500 километров МиГ-25 сумел разогнаться в среднем до 2981,5 км/ч.
В общей сложности машина установила 29 мировых рекордов по скорости и высоте.
«Пьяный» летательный аппарат способен достигать рабочей высоты в 23 километра, а также оснащен ракетами Р-40 (воздух-воздух), обладающими высочайшими убойными свойствами, а также дальностью полета до 30 километров.
Прежде МиГ-25 был крайне востребован по всему Земному шару: в период с 1969 г. по 1985 г. Горьковский авиазавод выпустил 1186 единиц данного истребителя, они были приняты на вооружение в 14 странах мира. С середины 1990-х годов 25-е МиГи, правда, стали постепенно снимать с вооружения. Хотя Запорожский АРЗ до сих пор продолжает выполнять ремонт этих машин для Индии и арабских стран, что свидетельствует о том, что старый конь до сих пор еще в строю.
Самолет на самом деле на редкость могуч, даже по нынешним меркам. А его изъяны связаны как с человеческими слабостями, так и с тем, что модель просто опередила время. Не только свое, но и наше нынешнее.