На войне всегда есть герои «тихого фронта», чья работа не менее опасна и абсолютно незаменима. Речь об инженерных войсках, например, саперах. . Одним из величайших мастеров этой невидимой войны был Михаил Булатов. Его недаром называли лучшим сапером Великой Отечественной.
Молодой сержант
Михаил Алексеевич Булатов родился в 1924 году в уральской деревне. Война застала его в Каракалпакии, где он на тот момент работал мастером-телефонистом. Эта мирная профессия, требующая внимательности, терпения и понимания сложных систем, возможно, стала первой предпосылкой его будущего таланта. Осенью 1942 года его призвали в армию и направили в Орловское пехотное училище, которое он окончил весной 1943-го — прямо к началу грандиозной битвы на Курской дуге.
Молодого сержанта зачислили в 235-ю стрелковую дивизию и назначили командиром группы инженерной разведки. Это было элитное подразделение: саперы-разведчики шли впереди наступающих войск, находили минные поля, разгадывали хитроумные ловушки противника и под огнем делали первые проходы. Здесь Булатов обрел свое истинное призвание. Он строил переправы и мосты, но главным его искусством стало «чтение» земли. Он научился видеть невидимое: малейшую неровность грунта, отличать настоящий камень от искусно замаскированной мины. За два года, пройдя с боями от Курска до Восточной Пруссии, старший сержант Булатов обезвредил сотни смертоносных устройств.
Роковое шоссе у стен Кенигсберга
Весной 1945 года падение столицы Восточной Пруссии, города-крепости Кенигсберг, было делом времени. Но время это измерялось жизнями солдат. Крепость была опутана многокилометровыми поясами заграждений, минированы были все подходы. 235-я дивизия наступала с северо-запада, и единственной дорогой, способной выдержать тяжесть танков и артиллерии, было шоссе Шарлотенбург-Кенигсберг. Немцы, отлично понимая его стратегическое значение, подготовили «сюрприз».
Первым на это шоссе под убийственным огнем вышел старший сержант Булатов с тремя подчиненными. Почти сразу двое были ранены, один убит. Булатов остался один на пустынной дороге, простреливаемой со всех сторон. Методом прощупывания мельчайших неровностей он обнаружил кошмар сапера: прямо под асфальтом, ровными рядами, были залиты мощнейшие авиационные бомбы-фугасы нажимного действия. Проехал танк — и мощнейший взрыв снесет все вокруг.
В одиночку, под непрекращающимся обстрелом, Булатов начал ювелирную работу. Сняв асфальт, он обезвреживал одну бомбу за другой. Каждая могла быть оборудована хитроумной системой неизвлекаемости. Однако на помощь пришли смекалка, хладнокровие и филигранная техника: к концу этого бесконечного дня он лично обезвредил 24 авиационные бомбы. Дорога для штурма Кенигсберга была открыта.
Лучший сапер
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 апреля 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий и проявленные при этом отвагу и героизм старшему сержанту Михаилу Алексеевичу Булатову было присвоено звание Героя Советского Союза.
После войны он остался в армии, окончил Военно-политическую академию имени В.И. Ленина и служил на политической работе, дослужившись до звания полковника. Уволившись в запас в начале 1970-х, он поселился в Курске. Но и на гражданке он не оставил служение людям: много лет возглавлял Курский городской совет ветеранов, помогая бывшим фронтовикам и сохраняя память о войне. Михаил Булатов ушел из жизни в 2020 году, прожив 95 лет.
