Михаил Морузов: как русский создал самую страшную спецслужбу Румынии

Когда речь заходит о самых страшных спецслужбах в истории, чаще всего вспоминают НКВД, «Штази», гестапо. Между тем, в жёсткости и хитроумности методов с ними могла соперничать «Сигуранца» — секретная служба информации королевства Румыния. Её «отцом» был Михаил Морузов – бывший полицейский осведомитель русского происхождения, которому историки дали прозвище «румынский Вильгельм Канарис».

Честолюбивый агент

Михаил Николаевич Морузов родился в селе Сарикёй близ устья Дуная в 1887 году (по другим данным, в 1890 году), в семье потомственного православного священника. По одной версии, его отец и мать происходили из русских-липован, по другой – из казаков Задунайской Сечи (бывших запорожцев).

Морузов не мог похвастаться образованностью – за его плечами было всего три класса сельской школы. Зато он обладал цепкой памятью и, по разным данным, владел русским, украинским, болгарским, турецким и татарским языками.

В 1909 году Морузов стал агентом королевской полиции, помогая выявлять неблагонадёжных лиц. Честолюбивый и самоуверенный молодой человек быстро продвигался по карьерной лестнице, чему способствовали и его заслуги на фронтах Первой мировой войны. После революции в России Морузов возглавил Службу информации и безопасности в Добрудже – ключевой с точки зрения внешней политики провинции королевства. В числе его самых заметных операций того времени было похищение начальника немецкой военной разведки на Чёрном море Фридриха фон Майера.

Начальник «Сигуранцы»

В 1924 году Михаил Морузов создал и возглавил секретную информационную службу румынской армии – «Сигуранцу».

Благодаря русским корням начальник спецслужбы успешно справлялся с одной из важнейших проблем – дезертирством славян из армии. Большое значение имела и нейтрализация Морузовым козней советского ГПУ, которое планировало наводнить Румынию фальшивыми деньгами и тем самым подорвать её экономику. «Сигуранца» не отставала от советских чекистов по степени использования технических методов сбора информации. Другим инструментом Морузова были интриги и скандалы. Начальник «Сигуранцы» держал в своих руках компромат на всех ведущих политиков Румынии, включая будущего диктатора, генерала Иона Антонеску.

Из-за конфликта с директором разведки Ромулом Ворнеску в 20-х годах Морузов был на некоторое время отстранён от дел, но вернулся в начале 1930-х годов, когда произошла реставрация власти короля Кароля II. Личное доверие монарха Морузов закрепил в 1934 году, когда спас короля от покушения, организованного полковником Виктором Прекупой. Став особо доверенным лицом Кароля, русский шеф спецслужбы, случалось, выполнял для него и поручения интимного характера. Например, он изъял в Париже порнографические открытки с изображениями королевской любовницы Магды Лупеску.

Гибель Морузова

Несмотря на успехи «Сигуранцы», положение её начальника в правящих кругах Румынии было достаточно шатким. Например, у Морузова не сложились отношения с начальником королевской полиции Эудженом Кристеску. Кроме того, начальник «Сигуранцы» позволял себе критиковать политику Бухареста в Бессарабии – бывшей провинции России, аннексированной румынами в 1918 году. По мнению Морузова, румынские чиновники заботились только о личном обогащении, но не о развитии провинции.

Наконец, Морузов, поддерживая короля, вступил в конфликт с румынскими ультраправыми – движением «Легион Михаила Архангела» («Железная гвардия»). Есть версия, что именно по инициативе Морузова в 1938 году были убиты лидеры железногвардейцев, включая харазматичного Корнелиу Кодряну.

Пик влияния «Сигуранцы» приходится на 1938-40 годы. В это время Морузов установил контакты с немецким абвером, стремясь защитить интересы Румынии в мировой войне. Но его собственные дни были уже сочтены. После прихода легионеров к власти в сентябре 1940 года Морузова и его заместителя Штефэнеску арестовали и посадили в тюрьму Жилава. В «лучших традициях» тоталитарных режимов начальник «Сигуранцы» был объявлен «шпионом НКВД».

23 ноября 1940 года маршал Ион Антонеску подписал протокол о присоединении Румынии к гитлеровскому Тройственному пакту. А через несколько дней, 26-27 ноября – руками легионеров были убиты 65 ведущих деятелей старого режима, в т.ч. и Морузов. На его теле насчитали 11 пулевых и 5 штыковых ранений. Кроме всего прочего «Железная гвардия» не могла простить Морузову национального происхождения. Лидер легионеров Хория Сима презрительно отзывался о «славяно-монгольских» корнях Морузова. Между тем, работу начальника «Сигуранцы» никто не мог бы назвать неэффективной. Об этом говорит тот факт, что выстроенная усилиями Морузова агентурная сеть сохранилась даже в период контроля Советского Союза над Бессарабией.