28 июля 2021 года британские СМИ сообщили о смерти лётчика-ветерана Эрика Картера. Пилот, скончавшийся в возрасте 101 года, был последним из англичан, которые осенью 1941 года участвовали в обороне советского Мурманска. Эта страница совместной военной истории России и Великобритании долгое время замалчивалась как в западной, так и в отечественной историографии.
«Харрикейны» для Сталина
Впервые тема авиационной поддержки Северного фронта возникла в переписке Уинстона Черчилля и Иосифа Сталина в июле 1941 года. Положение в Заполярье тогда казалось серьёзным – немецкие егеря рвались к Мурманску. Утрата северных портов СССР грозила сорвать будущие поставки по ленд-лизу.
С согласия Сталина Черчилль решил перебазировать на Мурманск «нескольких эскадрилий британских самолётов-истребителей» для помощи красноармейцам и защиты северных конвоев. Эта военная операция в западных источниках именуется «Миссия «Форс Бенедикт» («Сила Бенедикта»), в российских обычно кратко: «Операция «Бенедикт».
Вместо самолётов Spitfire, которые просил Сталин, Англия выделила 39 истребителей Hawker Hurricane. Часть из них была доставлена в Мурманск на авианосце HMS Argus. Другую часть самолётов выгрузили в разобранном виде в порту Архангельска с транспортного корабля Llanstephen Castle и торговых судов.
В сентябре, когда самолёты были полностью собраны, их передислоцировали в окрестности Мурманска. В качестве базы англичанам дали аэродром в Ваенге (нынешнем Североморске). Здесь разместились 550 человек личного состава 151-го крыла Королевских воздушных сил (RAF). «Костяк» миссии составили 39 опытных лётчиков, прежде воевавших на Западном фронте (перед отправкой в СССР они прошли инструктаж на авиабазе Leconfield Camp в Йоркшире).
«Британская» Ваенга
В Ваенге пилотам 134-й и 81-й эскадрилий RAF, а также наземному персоналу пришлось жить в непривычно суровых условиях. Некоторых англичан даже разместили в землянках. С наступлением холодов им пришлось сменить британскую зимнюю форму на более тёплую советскую. В то же время, по воспоминаниям лётчика Тима Элкингтона, на питании союзников русские не экономили: в Ваенгу доставляли шампанское, шоколад, окорока, икру, копчёную сёмгу.
Вместе с советскими коллегами английские лётчики совершали полёты над линией фронта в поисках «стервятников Геринга». Благодаря британской помощи воздушные силы Северного флота увеличились в два раза. Первый боевой вылет состоялся 11 сентября, а уже на следующий день англичане выдержали трудный воздушный бой. Немцы, не ожидавшие увидеть на русском севере Королевские ВВС, потеряли три «Мессершмитта». С английской стороны был подбит один «Харрикейн», при этом погиб 19-летний сержант Норман Смит.
«Его самолёт получил повреждения, в результате чего заклинил механизм открытия кабины, поэтому лётчик был вынужден пойти на аварийную посадку, которая закончилась трагически, – пишет историк Михаил Жирохов в книге «Асы над тундрой». – Это был один из двух лётчиков Королевских воздушных сил, которые погибли в годы Второй мировой войны на советской земле и похоронены на Аллее героев городского кладбища Мурманска».
Добавим, что на мурманском кладбище впоследствии упокоились и два погибших члена наземного персонала – Глэнвил Томас и Джон Ридли.
Финал миссии
Самый масштабный бой с участием британцев развернулся 6 октября, когда группа из 14 «Юнкерсов» Люфтваффе напала на аэродром Ваенга. Две пары английских пилотов одержали победы в боях, три победы под вопросом, ещё пять «Юнкерсов» удалось повредить. Один немецкий экипаж разбился в Петсамо, два других экипажа, севшие на советской стороне, русские взяли в плен. Потери британцев оказались минимальны – четыре повреждённых самолёта и один раненый техник.
Всего в период до 30 октября участники миссии «Форс Бенедикт» совершили 365 боевых вылетов. Им удалось уничтожить три бомбардировщика Junkers Ju 88 и 11 истребителей Messerschmitt.
Параллельно британцы готовили себе смену из числа русских лётчиков. Любопытно, что и «ученики» кое-чему научили своих наставников – «сталинские соколы» не боялись летать в метель, что осторожным англичанам казалось безрассудством.
Пилоты и механики, прошедшие обучение у британцев, в течение всей войны передавали опыт работы с «Харрикейнами» молодым коллегам. Всего в 1941-1945 годах в ВВС РККА поступило около трёх тысяч машин этой марки.
Официальная передача самолётов 151-го крыла Королевских ВВС воздушным силам Северного флота началась в середине октября. К 22 октября все 36 уцелевших «Харрикейнов» приняли русские экипажи. Они вошли в состав 78-го истребительного авиационного полка под командованием Героя Советского Союза Бориса Сафонова.
23 октября в честь окончания операции для британцев устроили вечеринку, на которой, как вспоминали очевидцы, виски и джин «лились рекой». Последние участники миссии «Форс Бенедикт» покинули СССР в декабре 1941 года.
По итогам операции четверо британцев были награждены орденом Ленина, в том числе и командующий 151-го крыла полковник Генри Невилл Гинесс Рэмсботтом-Ишервуд.
С началом Холодной войны о боевом братстве английских и русских лётчиков «позабыли» по обе стороны «железного занавеса». Лишь в 1980-х годах участники «Форс Бенедикт» «вышли из тени». К примеру, тот же Эрик Картер, служивший в 81-й эскадрилье, в 2014 году был награждён за храбрость российской Медалью Ушакова. Сам Картер очень высоко оценивал значение британской миссии: «Если бы Мурманск пал, я думаю, немцы победили бы Россию, и весь ход истории был бы совсем другим».