06/09/19

Мог ли Власов выполнять в плену спецзадание Сталина

Некоторые обстоятельства ареста бывшего генерала РККА, вождя РОА Андрея Власова, следствия и суда над ним, способствовали появлению конспирологических теорий о том, что Власов, на самом деле, выполнял в плену специальное задание Сталина.

Это задание заключалось якобы в том, чтобы затормозить и сорвать создание гитлеровцами коллаборационистской армии из советских военнопленных. Власов блестяще справился с этой задачей – РОА под его руководством сложилась только в самые последние месяцы войны, но так и не превратилась в боевую силу.

Когда Власова арестовывали, то, по свидетельству очевидцев, он не выказывал волнения. Он якобы был убеждён, что его во всём оправдают, так как-де Сталин ему многим обязан. Процесс над Власовым и его соратниками потому был закрытым, что на нём могла всплыть неприятная для советского руководства правда о спецзадании. Власов был ему уже не нужен, а знал слишком много. Поэтому его было решено ликвидировать. Суд длился всего три дня. Публика узнала о нём уже после вынесения приговора. Подлинные материалы судебного дела уничтожены, вместо них фигурируют подделки.

Эту версию выдвинул в начале века маргинальный писатель и политический деятель, тогдашний соратник Жириновского генерал Виктор Филатов. Никто из историков не принимает её всерьёз. Однако, судя по обсуждениям на различных площадках в интернете, она имеет определённую популярность.

Создание РОА тормозили на самом верху в Берлине

Действительно ли Власов тормозил создание РОА? Нет никаких признаков того, что до 1942 года нацистское руководство вообще было озабочено созданием вооружённого антисоветского формирования из пленных красноармейцев, так как считало войну против СССР заведомо выигранной. Победоносный вермахт не нуждался в услугах «неполноценных славян» для своей победы. Это должен был быть «истинно арийский» успех.

Отрезвление в верхах Третьего рейха стало наступать только зимой 1941/42 года, и то не у всех и не сразу. Хорошо известно, что формирование, подобное РОА, не встречало одобрения и поддержки, прежде всего, у самого Гитлера. Создание коллаборационистской русской армии тормозилось всей политикой нацистского руководства в отношении России. Никакой Власов бы тут, при всём желании, ничего не смог добавить. И даже дав, со скрипом, согласие на вербовку в РОА, нацисты противились созданию чего-то подобного политическому антисоветскому правительству. Они дали на него согласие только осенью 1944 года, то есть когда у вермахта уже не осталось оккупированных советских территорий.

Подобие русского правительства и даже марионеточной русской государственности, вместе с их формально самостоятельными вооружёнными силами, полностью противоречило целям, ради которых Гитлер предпринял вторжение в СССР.

Зачем такие сложности со сдачей в плен?

Если Власов был «заслан» Сталиным к врагу для срыва организации РОА, зачем было устраивать такие сложности с попаданием Власова в плен? Зачем было губить для этого целую армию – 2-ю Ударную? Для большей правдоподобности? Не легче ли было инсценировать нечто похожее на то, что произошло с генералом Самохиным?

В апреле 1942 года, как раз, когда Власов был назначен командующим 2-й Ударной армией под Любанью, генерал-майор Александр Самохин был назначен командующим 48-й армией Брянского фронта. Самолёт с генералом на борту, вылетевший к месту назначения, сбился с пути и совершил посадку в расположении немецких войск.

По поводу этого странного перелёта Самохина к немцам тоже выдвинута конспирологическая версия (писателем Арсеном Мартиросяном, называющим себя «бывшим сотрудником ГРУ»), будто Самохин привёз немцам от Сталина мирные предложения. Эту версию сейчас не станем разбирать.

Как бы то ни было, Самохин не стал стреляться и сдался в плен. После освобождения в 1945 году он был осуждён на 25 лет лагерей, но выпущен и реабилитирован после смерти Сталина в 1953 году.

Не проще ли было направить самолёт с Власовым, при вылете во 2-ю Ударную армию, на оккупированную территорию? Власов не обязательно должен был сразу предлагать немцам свои услуги (как он не сразу сделал это и летом 1942 года). Но он был уже видным советским военачальником, одним из героев битвы за Москву. Немцы, если были действительно заинтересованы в создании РОА, не могли не ухватиться за столь известную и популярную фигуру.

Так зачем было устраивать ещё и кровавый спектакль со 2-й Ударной, в ходе которого Власов неоднократно мог быть убит, а «спецоперация», если бы она на самом деле была, – сорваться?

Не допустить антисоветской пропаганды на суде

Мотив проведения закрытого процесса над Власовым и соратниками достаточно откровенно был изложен в записке Сталину от 26 апреля 1946 года, составленной министром госбезопасности Виктором Абакумовым и председателем Военной коллегии Верховного Суда СССР Василием Ульрихом.

Абакумов во время войны возглавлял СМЕРШ. Ульрих был прожжённым палачом, лично в 1937-1938 гг. расстреливал высокопоставленных репрессированных.

Они обратили внимание Сталина на опасность выступления подсудимых на открытом процессе, поскольку мотивы Власова и других предателей из РОА, как они написали, «объективно могут совпадать с настроениями определённой части населения, недовольной советской властью».

Чтобы скамья подсудимых не превратилась в трибуну для пропаганды взглядов, которым могла сочувствовать внушительная аудитория советских граждан, Абакумов и Ульрих настаивали на закрытом процессе. По-видимому, данная инициатива была заранее одобрена самим Сталиным.

Мотивация, там изложенная, вполне достаточна для объяснения закрытости процесса над Власовым и его сообщниками. И нет нужды прибегать к экзотическим версиям.