4 сентября 1836 года у Красноуфимска в Пермской губернии появился загадочный старик, попросивший местного кузнеца подковать ему лошадь. Вид и повадки незнакомца показались бдительному ковалю подозрительными. Он решил, что это беглый раскольник или крепостной, и заявил, как положено, в полицию. На допросе выяснилось, что у странника нет никаких документов, а его спина исполосована рубцами от давних заживших ударов кнута. Но особо опасным он признан не был. Старцу было лет 60 (а царь Александр I, напомним, жил в 1777-1825 гг.). Определением местного суда он был сослан на новое место жительства в Томскую губернию.
В Сибири за Фёдором Кузьмичём пошла слава праведного, чуть ли не святого человека. Он выполнял мелкую работу по ремеслу, учил грамоте деревенских ребятишек, а в качестве оплаты принимал только еду. Всегда был трезв, постничал по силе и без показного благочестия: было у хозяина одно молоко в постный день – мог угоститься и им. Много молился. Праведная жизнь всегда вызывает зависть, и эта юдоль не миновала Фёдора Кузьмича. Его заподозрили в ереси, отпадении от православия. Но он сумел найти заступничество у порядочных людей. 20 января 1864 года старец Фёдор Кузьмич скончался. На том дело бы и кончилось, если бы…
Ещё при жизни за Фёдором Кузьмичём тянулась слава человека не только не от мира сего, но и принадлежащего к высшему обществу. Сам старец не отрицал этого. Он грамотно говорил по-французски, а на вопросы, почему он оставил свет, неизменно отвечал, что нынешняя его жизнь лучше. Слухи о том, будто бы Фёдор Кузьмич – не кто иной, как сам оставивший мир бывший государь император Александр I, пошли ещё при его жизни. После его смерти началось поклонение его чудотворной могиле. Фёдор Кузьмич был канонизирован Русской православной церковью в 1984 году, вошел в Собор Сибирских святых.
Слухи о том, что царь Александр на самом деле не умер, поползли сразу после его смерти. Говорили, будто он оставил свет, чтобы тайно наставлять государя Николая Павловича. Происхождение подобных слухов понятно. России, оставшейся без патриарха, всегда хотелось, чтобы при монархе был авторитетный наставник по духовным вопросам. Многие высказывания Александра I при жизни (что он-де оставит свет и будет питаться одной картошкой) давали пищу великосветских умам. Этого, конечно, совершенно недостаточно, чтобы делать какие-то выводы. Равно как и на основе свидетельств людей, которым Фёдор Кузьмич якобы при жизни признался, кем он является в действительности. Разбираться же в шифрованных записочках, которые писал старец, – дело вообще неблагодарное, ибо их подлинность не установлена.
В 1873 году ещё живого Фёдора Кузьмича посетил великий князь Алексей Александрович, четвёртый сын императора Александра II. В 1891 году на могилу старца приезжал будущий император, тогда наследник цесаревич Николай Александрович. Говорят, будто портрет Фёдора Кузьмича висел в личном кабинете императора Александра III. Но эти факты, сами по себе довольно веские, ничего не доказывают и не опровергают.
Нам неизвестно, где находятся подлинные останки императора Александра I. Его официальная могила, вскрытая в 1921 году, оказалась пустой! Это вам не Ярослав Мудрый, умерший тысячу лет назад.
В документах описывается, что тело, положенное в Таганроге в царский гроб, совсем не было похоже на тело человека, каковым являлся при жизни Александра I. Труп не был обезображен, а указания «экспертов» на жару, из-за которой останки могли деформироваться при перевозке к месту погребения, смехотворны, ибо дело происходило в декабре!
Прежде всего, вызывает сомнение несовпадение по росту: у Александра I он составлял 178 см, у Фёдора Кузьмича - 172 см. Но это не кажется исключающим всякое тождество при условии, что имелась разница в возрасте, образе жизни и питании.
Сразу после смерти старца во избежание неподобающих толков было снаряжено следствие Святейшего Синода, которым, в силу его особой важности, руководил сам обер-прокурор Синода К.Г. Победоносцев. Дело, судя по имеющейся информации о нём, было поведено так, чтобы: а) максимально его запутать; б) объявить лиц, наиболее уверенно свидетельствовавших о тождестве Фёдора Кузьмича с покойным царём (например, купец Хромов), умалишёнными; в) все люди, знавшие Фёдора Кузьмича в те годы, когда он был менее стар и, следовательно, мог иметь больше сходства с покойным царём, к моменту следствия уже скончались или впали в старческое слабоумие.
Понятно, что царская власть отрицательно относилась к официальному отождествлению Александра I и Фёдора Кузьмича. Ведь это означало бы, что: 1) она лгала людям почти сотню лет; 2) царь может, оказывается, и без царства прожить, и говорит, что так даже лучше; 3) нарушается весь строй законов Российской империи, касающихся престолонаследия, и даже ставится под сомнение законность всех последующих царей; 4) царская власть выше священства, а уж тем более такого вот, самовольного, чуть ли не с сектантством граничащего.
Отрицательное отношение советской власти к установлению или опровержению тождества Фёдора Кузьмича с представителями династии Романовых объяснялось предельно просто: а вдруг это и вправду царь, а народ его почитает?!
Наконец, нынешнее негативное в большинстве кругов отношение к сравнению генетических экспертиз останков Фёдора Кузьмича и представителей рода Романовых близко к описанному выше отношению императорского режима. Только здесь присутствует ещё один важный нюанс. Царство выше священства, раз царь, добровольно и тайно отрекшийся от трона, своим аскетизмом в миру чуть ли не насмеялся над обычаями части нынешнего духовенства?
Нет, пока никто из сильных мира сего не заинтересован проверить эту догадку. Ибо вдруг все окажется правдой?