27/12/21
Фото: АО

«Морской монстр»: за что США так прозвали российский экраноплан А-050

«Оборонка» Советского Союза умела удивлять потенциальных противников. Еще во времена «холодной войны» конструктор Ростислав Алексеев создал уникальное транспортное средство, равного которому не было ни у кого в мире – экраноплан. Военные из блока НАТО были поражены его возможностями, поэтому возобновление работ в этой сфере весьма обеспокоило Пентагон.

Что будоражит американские СМИ

Военная разведка США старается быть в курсе новейших разработок российской оборонки. Американское издание We Are the Mighty в лице обозревателя Гарольда Хатчинсона поведало миру о «короле» военной техники, новом «морском монстре» – экраноплане А-050, над созданием которого работают в России. Самолет-корабль на воздушной подушке может нести различные виды вооружений и использоваться в совершенно неожиданных местах. Ранее в России уже был создан уникальный образец гибрида корабля и самолета, прозванный «Каспийским монстром» по месту дислоцирования.

Толчком для бурного обсуждения российской новинки в американской прессе стала «оговорка» главы Минпромторга Дениса Мантурова о том, что ведущаяся в АО ЦКБ имени Р.Е. Алексеева разработка тяжелой аварийно-спасательной техники с ракетным вооружением на борту предназначается для несения военно-морской службы.

Предок «Чайки»

«Холодная война» ставила перед конструкторами НАТО и стран Варшавского договора серьезные вызовы. По словам капитана 1-го ранга Василия Дадыкина, члена экспертного совета ОР «Офицеры России», экраноплан «Лунь» был разработан в Горьком конструктором Ростиславом Алексеевым. «Монстр» стал советским «ноу-хау», которому по множеству параметров до сих пор нет равных в Америке и на Западе. Он умел двигаться на пяти-шестиметровой высоте над уровнем моря на высокой скорости. Из подобных экранопланов было создано большое подразделение «Орлёнок».

Разработка Алексеева, несмотря на прошедшие годы, до сих пор является прорывной. Амфибия могла ненадолго подниматься на высоту, преодолевая горы. Действующие образцы имели на вооружении сверхзвуковые крылатые ракеты «Москит» и осуществляли тренировочные пуски.
Некоторое время не могли решить, к какому типу судов относится экраноплан. Сначала его приписывали к воздушным частям, а затем передали в ведение морских летчиков. Незадолго до начала перестройки судну прочили будущее «спасателя», но наступили 90-е годы. С распадом СССР за недостатком финансирования проект был приостановлен, а затем и полностью свернут.

«Чайка» А-050 как задел на будущее

По данным профессора Академии военных наук Вадима Козюлина, высокоскоростной экраноплан «Чайка» возрождается, и в ближайшие пару лет будет построен опытный образец. Новое поколение судов станет полной неожиданностью для потенциальных противников. Новую разработку российских военных конструкторов оценили в Китае. Возможность переброски войск на большие расстояния по воде крайне актуальна для находящейся в сложных отношениях с США Поднебесной.

Интерес китайских военных означает, что спрос на гибрид самолета и корабля в Азиатско-Тихоокеанском регионе будет значительным. Уже сейчас Япония, Китай и Шри-Ланка интересуются возможностями приобретения транспортных средств, равно подходящих для решения гражданских и военных задач. Экранопланы по своему функционалу способны выполнять десантные и ударные операции, размещая на борту различное ракетное вооружение. За счет своей многофункциональности и с легкой руки американской журналистики «Чайка» приобрела свое прозвище – «морской монстр».

Современный экраноплан использует аэродинамическую воздушную подушку, позволяющую ему передвигаться надо льдом, водой и иными ровными поверхностями типа степи. За счет мощных авиационных двигателей его максимальная скорость может достигать 500 км/ч. Амфибия удерживает курсовую скорость при высоте волны до 3,5 м. Грузоподъёмность судна составляет 9 т, а максимальная дальность полета – до 5 тыс. км.

Поскольку судно двигается близко к поверхности воды, оно становится невидимым для радаров. Каждый «морской монстр» способен нести роту десантников (100 человек), что существенно для одномоментной и незаметной высадки в районе ведения боевых действий.
Единодушное молчание в «высоких» штабных кругах означает превращение чертежей в опытные образцы. Минобороны уже высказало желание приобрести несколько самолетов-амфибий проекта А-050.

По словам эксперта в области вооружения Олега Желтоножко, тревога американцев вполне объяснима. Не зря в статье обозреватель ссылается на воспоминания о «каспийском монстре» и первом экраноплане «Лунь». Сама по себе возможность легкого размещения на борту противокорабельных ракет переводила советские корабли в другую весовую категорию, известную в США как «убийца авианосцев». Эта неожиданная сила продолжает пугать американцев.

Работы по экраноплану «Чайка» А-050 составляют государственную тайну. Эксперты предполагают, что гибридная техника вряд ли будет активно строиться, ведь программа ВМФ по закладке судов уже расписана до 2027 года. Но в любом случае, разработка существует, и ее наличие весьма тревожит умы вероятных противников…