28/08/24

Москвичи: как к ним относились в Советской Армии

В годы советской власти Москва всегда развивалась более интенсивно по сравнению с другими городами. В столице строились новые дома, вводились в эксплуатацию объекты промышленности, быстрыми темпами прокладывалось метро, а москвичи пользовались «невиданными» (по мнению провинциалов) социальными льготами. Поэтому-то жителей главного города первого в мире социалистического государства в других регионах, мягко говоря, недолюбливали. Особое отношение к ним было и в армии.

Откуда будешь?

Москвичи-срочники, оказавшись в армии, первое время продолжали демонстрировать снобизм и высокомерие, что не могло не злить сослуживцев из других городов. В жителях столицы солдат-провинциалов раздражало буквально всё – даже манера говорить не «гэкая».
Москвичи, привыкшие к относительному комфорту, долго привыкали к армейскому быту. Так, им было трудно быстро научиться самостоятельно «подшиваться», стирать свою форму, регулярно чистить сапоги. Такая неприспособленность столичных граждан к несению воинской службы привела к тому, что катойконим «москвич» превратился в оскорбление.
Армия «ломала» жителей Москвы. Чтобы выжить, они часто становились стукачами, что только усиливало неприятие к ним со стороны провинциалов.
Стоит отметить, что москвич – это не приговор. Всё зависело от волевых качеств конкретно взятого человека. Так, порой «элитные» горожане объединялись и давали хороший отпор старослужащим.

Рядом с домом

Известные родители, зная о происходящем в армии, старались пристроить своих отпрысков служить куда-нибудь поближе к дому. Например, Егор Кончаловский и Андрей Ростоцкий проходили срочную службу в 11-м отдельном кавалерийском полку при киностудии «Мосфильм». В 80-х годах туда же распределили и ростовчанина Сергея Жигунова.
Но были и исключения. Александр Буйнов попал в ракетные войска на Алтае, а Валерий Кипелов служил под Нижним Тагилом. Армейские годы что Буйнова, что Кипелова трудно назвать спокойными. Первый прослыл большим любителем самоволок, а второй – борцом за свои права. Как-то раз начальство в части решило сэкономить на солдатском сахаре, что не понравилось Кипелову. Он вместе с сослуживцами объявил голодовку, за что потом ползал всю ночь по сугробам в противогазе. Своего всё же музыкант добился – сахар в рацион вернули.