09/06/22

Может ли пуля из АК-74 пробить железнодорожный рельс

Любое легендарное оружие всегда порождает вокруг себя огромное количество мифов. Не стал исключением и автомат Калашникова, который до сих пор пользуется популярностью на всех континентах мира. Один из наиболее известных мифов о творении Михаила Калашникова заключается в следующем: дескать, пуля, выпущенная из автомата, способна пробить железнодорожный рельс. Поскольку гражданские чисто технически не имеют возможности провести такое испытание, а у военных и без стрельбы по рельсам хватает забот, долгое время миф подпитывался лишь теоретическими предположениями экспертов разного уровня компетентности. Как же разрешить эту задачу? Только опытным путем.

Оружие и боеприпасы

Не так давно на YouTube канале WarGonzo вышло замечательное видео. По просьбам читателей создатели канала решили раз и навсегда подтвердить или опровергнуть миф о способности автомата Калашникова пробить железнодорожный рельс. Сам эксперимент проводил и комментировал военный корреспондент Семен Пегов, который уже успел побывать во многих горячих точках постсоветского пространства. Первым делом он озвучил исходные условия. Итак, мишенью служил кусок рельса Р-50, который лишь на несколько миллиметров тоньше, чем Р-65, используемый при строительстве современных железных дорог. Толщина самого тонкого участка в середине рельса составляет около 1 см. Стрельбу Семен Пегов вел с 20 метров из разных видов оружия.

Теперь коротко о модификациях автомата Калашникова и типах боеприпасов, которые были задействованы в эксперименте. Первым был проверен АКМС под патрон 7,62×39. Далее шла, пожалуй, самая популярная модификация АК-74 (5,45×39). Третьим был фаворит данного испытания — РПК-74, также с патроном 5,45×39. Его пробивная мощность значительно выше за счет более длинного ствола. Ну и в качестве своеобразного контрольного участника четвертой в ход пошла  снайперская винтовка Драгунова.

Для проведения эксперимента был подготовлен и солидный набор боеприпасов. Охотничий вариант патрона 7,62×39 был призван разрушить наиболее смелую версию мифа о том, что рельс можно прострелить даже охотничьими боеприпасами. Армейские боеприпасы представляли патроны 7,62×39 с пулей ПС и бронебойно-зажигательной пулей, а также патронами 5,45×39 с пулей ПС и пулей повышенной пробиваемости. Обычными пулями калибра 7,62 велся огонь из винтовки СВД.

Ход испытания

Первые три выстрела охотничьими боеприпасами развеяли наиболее абсурдную версию мифа. Ни одна пуля, выпущенная из АКМС, так и не смогла пробить рельс. Очередь перешла к армейским патронам. Обычная пуля со стальным сердечником также не пробила железнодорожный рельс, оставляя на его поверхности лишь неглубокие отметины. Настал черед фаворита среди семейства 7,62 — патрону с бронебойно-зажигательной пулей. После нескольких выстрелов в импровизированной мишени зияют несколько отверстий. Оказывается, АКМС в сочетании с патроном 7,62 с бронебойно-зажигательной пулей действительно может пробить железнодорожный рельс с расстояния 20 метров.

Приходит время испытать калибр 5,45. По словам Пегова, он не раз слышал от бывалых участников боевых действий, что несмотря на меньший размер, этот боеприпас не уступает, а порой и превосходит 7,62 по своей пробивной силе. Итак, сначала в ход пошла стандартная пуля со стальным сердечником. Но чуда не произошло, прошить рельс этому боеприпасу не удалось. Однако, пули, выпущенные из АК-74 оставили более глубокие следы на рельсе, чем это удалось сделать 7,62. Выходит, пробивной потенциал этого типа боеприпасов действительно выше. Окончательно ставят точку в этом вопросе пули повышенной пробиваемости, которым удается несколько раз прошить рельс. Итак, еще один промежуточный итог: АК-74 с пулями повышенной пробиваемости также способен прострелить железнодорожный рельс.

Фаворит испытаний, ручной пулемет РПК-74 с калибром 5,45 подтвердил изначальные предположения участников эксперимента. Благодаря удлиненному стволу даже обычные пули, выпущенные из ручного пулемета Калашникова, успешно пробили рельс. Без труда справился с заданием и контрольный участник эксперимента — СВД. Выстрелы из винтовки оставили на рельсе действительно большие отверстия, в которые можно легко просунуть мизинец.

Таким образом, миф оказался не таким уж и мифом. При правильном сочетании модификации автомата Калашникова, калибра и типа боеприпаса, прострелить железнодорожный рельс не составляет труда. Разумеется, при наличии определенных навыков стрельбы.